История одного спора. Почему норвежские товары стоят дорого для украинцев
Тонкости бизнеса в Украине глазами норвежского инвестора
В 2008 году в Осло была создана Норвежско-Украинская Торговая Палата. Тогда в ней было всего 8 компаний. Сегодня она объединяет более ста больших и маленьких предприятий из обеих стран. А безусловным лидером торгового баланса являются норвежские морепродукты.
Норвежский флаг на ценниках в рыбном отделе украинских супермаркетов уже давно стал символом качества, а логистические процессы уже настолько отлажены, что с момента вылова рыбы в море до поступления ее на прилавок в Киеве проходит чуть больше суток.
Наша компания — самый большой в мире экспортер пелагических сортов рыбы — начала сотрудничать с Украиной в 2009 году. За это время нам приходилось сталкиваться с разного вида трудностями. Во времена Януковича-Азарова наши контейнеры просто останавливали в Николаевском порту и держали по несколько дней в надежде получить взятки. Позже нам устраивали маски-шоу с изъятием всей деловой документации и техники. Но с помощью нашей настойчивости и хорошей репутации, мы смогли справиться с этими трудностями и продолжить вести бизнес в Украине.
Однако самым сложным испытанием стал обман со стороны украинского партнера, с которым мы сотрудничали более 6 лет. Он получил продукцию на $3 миллиона, успешно реализовал ее и не расплатился с нашей компанией.
Мы всегда действуем в правовом поле, поэтому сразу обратились в международный арбитраж, который установил факт нарушения контракта и взыскал долг. Мы выиграли все возможные суды в этом деле: от Запорожья, где расположен завод этого партнера, до Верховного Суда в Киеве.
Но как показывает практика — выиграть суд в Украине еще ничего не означает. Пока длились тяжбы, искусственно затягиваемые оппонентами и судами, наш недавний партнер смог переоформить свой завод на вновь созданную компанию, а также вывести все средства со своих счетов.
Казалось бы, стандартная ситуация для украинских реалий, которая переросла из коммерческого спора в уголовное дело, расследуемое украинскими правоохранительными органами. Обычно они не выходят за рамки взаимодействия двух конкретных компаний.
Но в нашем случае появилось одно последствие, которое ощутили все участники норвежско-украинской внешнеэкономической деятельности. Это рост цен на товары, импортируемые в Украину из Норвегии.
Ведь экспортные поставки товаров как правило страхуются. Стоимость такой страховки включается в цену товара. Сделка, по которой мы судимся с нашим контрагентом из Украины, была застрахована национальной кредитно-страховой компанией, GIEK Kredittforsikring AS, принадлежащей норвежскому министерству торговли, промышленности и рыболовства. Это очень важный инструмент в торговли со странами с высокими рисками, так как сделка гарантируется Норвежским государством.

После того как украинская компания отказалась расплатиться за товар, GIEK Kredittforsikring AS покрыл часть утраченной суммы. Грубо говоря, так как компания государственная то норвежские налогоплательщики заплатили за товар, который получили наши бывшие украинские партнеры. Затем GIEK Kredittforsikring AS практически полностью прекратил страховать экспорт в украинском направлении.
Такое вынужденное решение государственного агентства усложнило условия торговли для всех норвежских поставщиков продукции в Украину. Другие страховые фонды отказываются страховать операции с Украиной или существенно повышают стоимость такой страховки. Норвежские товары будут стоить дороже для украинских потребителей до тех пор, пока не будет решен наш спор с местным партнером.
Подобные кейсы в целом негативно влияют на инвестиционную привлекательность Украины, которая объявила беспрецедентную охоту на инвесторов. Каждый раз, когда украинское правительство или другие топ-чиновники приглашают норвежские компании вкладывать инвестиции в вашу страну, возникает история о продукции на $3 млн, которые так и не были получены норвежским экспортером. И она заставляет потенциальных инвесторов сильно задуматься о привлекательности Украины, как месте для вложения своих средств и усилий.
Мы внимательно следим за развитием экономики Украины и искренне верим, что здесь есть все возможности для больших инвестиций. Украина могла бы стать не только рынком сбыта морепродуктов. При положительном инвестиционном климате нам было бы интересно создать здесь хаб по переработке морепродуктов. Уже с территории Украины товары с высокой добавленной стоимостью будут доставляться на европейский рынок.
Мы и другие норвежские компании знаем, как строить бизнес и создавать рабочие места. Но нам нужны честные и независимые суды, эффективная правоохранительная система, а также прозрачные правила единые для всех.
Норвегия синхронно с Западом ввела санкции против России в ответ на агрессию против Украины, и в отличии от Запада, норвежцы сделали это на постоянной основе. Поддержка Украины стоила норвежским экспортерам огромного рынка сбыта морепродуктов в российском направлении. Сейчас же Украина с помощью недореформированной судебной системы заставляет норвежских налогоплательщиков заплатить за сорванный контракт.