Кто является главным врагом ProZorro

1 комментировать
Уже более года система ProZorro является обязательной для использования. Но коррупция в публичных закупках до сих пор существует

Об этом свидетельствуют данные общественного мониторинга. Так, например, на мониторинговом портале DoZorro за год работы зафиксировано более 3000 нарушений в закупках. Это свидетельствует, что ProZorro не смогла справиться со взяточничеством в системе, подумаете вы. Нет. Это сигнализирует о нехватке неотвратимости наказания за злонамеренные действия. Несмотря на то, что эти действия зафиксированы и доступны всем онлайн.  

Достаточно самой лишь Prozorro'сти для искоренения коррупции по закупкам?

Сегодня очевидно – реформа публичных закупок не может остановиться только на внедрении системы ProZorro. Это был только первый шаг. На этом этапе команда реформы госзакупок сделала ставку на прозрачность и привлечение бизнеса. Замысел был в том, чтобы создать равные, прозрачные условия для всех, сделать возможные нарушения в тендерах публичными. На старте реформы верилось, что достаточно открыть информацию о завышенных ценах, упростить анализ дискриминационных условий, безосновательных дисквалификаций, и тогда правоохранители и контроллеры начнут работать эффективнее. Также было ожидание, что честный бизнес возьмет в руки оружие, которое им дает ProZorro, и быстро наведет в системе лад. Путем подачи жалоб, отзывы на DoZorro, свою публичную позицию. Команда реформы была убеждена, что постоянное медиасопровождение скандалов поможет сдвинуть ситуацию с места и упростить преобразование #зрады в #перемогу.

Это работало на первом этапе. То, что скрывалось в течение более чем 20 лет, стало публичным. Страна достигла небывалой прозрачности и открытости закупок – не только по украинским, но и зарубежными меркам.

Но прошло немного времени и стало очевидным – коррупционеры понемногу адаптируются к условиям прозрачности и теряют страх, наглеют.

Недобросовестные или просто равнодушные заказчики продолжают тянуть своих поставщиков на торгах. Игнорируют не только замечания общественности или СМИ, но и государственных контролеров. Отменить торги из-за "отсутствия необходимости" и переобъявить их через день чтобы победил свой? Легко! Дисквалифицировать всех, кроме одного, несмотря на соответствие условиям тендера? Без проблем! Проигнорировать обязательное к исполнению решение Антимонопольного комитета? Есть и такие! Подписать 12 дополнительных соглашений для увеличения цены в 4 раза? Научились! Изобретательности нет предела.

Пряник дали – пора доставать кнут

И сегодня понятно. Реформу необходимо продолжить. И главное задание – обеспечить наказание нарушителей. Нужна эффективная система государственного контроля.

Без этого достижения ProZorro сойдут на нет. Для сравнения – это все равно что установить на дорогах камеры для фиксации нарушений Правил дорожного движения но штрафов не выписывать. Сам факт фиксации, конечно, многих пристыдит, и, возможно, некоторые из них даже перестанут нарушать. Но без гарантированного наказания правил все равно не будут соблюдать.

А какой контроль в сфере публичных закупок? Почти отсутствует! Вот и получается, что ProZorro – работает. Но вся система общественных закупок, сверхважной составляющей которой является контроль, – нет!

Полностью выполняет свои функции АМКУ и в последнее время выходит на поле НАБУ.

Государственная аудиторская служба Украины (ГАСУ) уже больше года без полномочий. От Департамента защиты экономики (ДЗЭ) Национальной полиции в сфере закупок ничего грандиозного не слышно. Счетная палата выдает отчеты будто совсем не разобравшись в вопросе. Такое положение вещей, очевидно, очень комфортный для коррупционеров. И вот, они уже все чаще апеллируют к тому, что, мол, если система ProZorro работает, то априори все публичные тендеры – честные.

А это не совсем так. С самого начала реформы мы разъясняли, что электронная система закупок – не панацея от взяточников, не волшебная палочка. ProZorro сама собой не поборет коррупцию – это должны делать контроллеры и правоохранители, пользуясь информацией, теперь доступна благодаря работе системы.

А как они работают сейчас и насколько используют доступную информацию? Немного статистики. Общественные организации, работающие в системе мониторинга DoZorro идентифицировали нарушения в более 3000 закупок. По каждому нарушению направили обращение к контроллерам или заказчиков. И вот какая картина на сегодня:



Реагирования на обращения о нарушениях в сфере публичных закупок контролирующими органами, заказчиками и их руководящими органами. Данные dozorro.org (ноябрь 2016 октябрь 2017)

Реагирование на обращения о нарушениях в сфере публичных закупок органами контроля, заказчиками и их руководящими органами. Данные dozorro.org (ноябрь 2016 – октябрь 2017)


То есть условно "положительных" ответов – 40%. Неплохо? Но если учесть факт, что инициированные проверки или отменены закупки далеко не всегда завершаются #перемогой, статистика плавно опускается до 20%.

Что же нужно, чтобы ситуация изменилась к лучшему?

Главное – чтобы наконец полноценно заработал государственный мониторинг. Приблизить этот момент может принятие законопроекта №4738-д, который наконец даст ГАСУ необходимые полномочия. В частности, позволит реагировать на автоматические риск-индикаторы в системе ProZorro, как на сигнал для проверки. Потому что сегодня Госаудитслужба даже формально не наделен силой оперативно реагировать на нарушения.

Что будет, если мы не запустим государственный мониторинг? "Взяткамены" продолжат наглеть и манипулировать данными и условиями тендеров. Победы системы ProZorro будут сводиться к отдельным показательным тендерам. А вокруг системы закупок начнут появляться новые теневые схемы и сделки. Этого нельзя допустить! Пока в системе публичных закупок не появится неотвратимость наказания за нарушения, которые теперь идентифицировать чрезвычайно просто, мы и дальше будем наблюдать отток честного бизнеса, падение доверия, произвол коррупционеров. Ибо последние плевали на свою репутацию. Конечно, им же выгоднее, чтобы к ним на торги приходили только "свои".

И президент, и премьер, и депутаты, которые поддерживали запуск системы ProZorro, должны встать на защиту более комплексной системы – системы публичных закупок. И начать можно уже на следующей неделе пленарных заседаний, проголосовав №4738-д за основу и в целом. Оттягивать этот процесс уже нельзя.

Журнал Новое Время №38

Тема номера — Спецназ Кремля. Российское ГРУ превратилось в монстра с многомиллиардным бюджетом, который смешит мир нелепым поведением своих «шпионов».

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: