Как реформировать закупки

0 комментировать
Кабмин утвердил пилотный проект по созданию в Украине Централизованной закупочной организации (ЦЗО)

Создание ЦЗО - один из следующих шагов реформы публичных закупок, в частности, в направлении профессионализации и повышения качества тендеров.

Как известно, в Украине около 25 000 тендерных комитетов, а это около 200 000 человек, задействованных в публичных закупках. Их компетентность в закупках разная - это могут быть и профессиональные закупщики (в крупных госкомпаниях, где для этого созданы даже отдельные подразделения), а где-то закупать шифер, бумагу и картофель вынуждены врачи и учителя. Но в обоих случаях закупки требуют времени, знаний и опыта, то есть проще говоря - затратных человеко-часов. Именно сократить использование ресурсов и при этом значительно снизить расходы на закупки и поможет ЦЗО.

Работает это очень просто. Централизованная закупочная организация получает от заказчиков, исключительно на добровольных началах, заказ на проведение закупок, допустим, на бумагу или бытовую химию. Затем ЦЗО объединяет такие заказы в крупные лоты и организует закупки. При этом организацией тендеров занимаются квалифицированные закупщики из штата ЦЗО.

Подобные организации существуют в Европе, на них мы ориентируемся в создании стандартов. Например, в Австрии успешно функционирует Федеральное закупочное агентство (Bundesbeschaffung GmbH, BBG), которое только в 2014 году организовало закупки на сумму 1,2 млрд евро и сэкономило около 237 млн евро (17%). Датское ЦЗО - SKI основано в 1994 году, и отбирает для рамочных соглашений такие товары, годовой объем закупки которых заказчиками превышает 10 млн. евро. Основное финское ЦЗО - Hansel LTD, как и датское SKI, финансируется из сервисных платежей, которые платят поставщики по рамочным соглашениям (максимум до 1,5% от суммы сделки). Hansel LTD занимает около 60% всех закупок заказчиков центрального уровня и оперирует экономией от их сделок - около 240 млн евро в 2013 году.

В Италии существует ЦЗО CONSIP, а в Великобритании – Правительственный офис коммерческих дел. В соседней Венгрии правительство в 2003 году создало закупочную организацию KSzF. Она финансируется из госбюджета в части обеспечения заключения централизованных рамочных соглашений, которые являются обязательными для центральных органов власти. Кроме того, KSzF получает поступления от заказчиков, которые добровольно пользуются ее рамочными соглашениями, в размере не более 2% от стоимости закупленного.

В Украине ЦЗО создана в формате государственного учреждения (ГУ) «Профессиональные закупки». Вовлечение ее будет вопросом исключительно добровольным - мы не хотим, не дай бог, строить какую-то вертикаль. При этом очень важно оставить независимость заказчиков: мы против создания ЦЗО в отдельных отраслях или под центральными органами власти, поскольку это создает коррупционные риски - чиновники из центра будут контролировать закупки подчиненных. А это нарушает ключевые принципы нашей реформы.

Деятельность ЦЗО будет носить исключительно вспомогательный характер и при этом не будет стоить ни копейки налогоплательщикам. В пилотном проекте все услуги ЦЗО будут бесплатными, а после выхода на постоянную основу - за счет небольшой комиссии от стоимости закупок. При этом привлечение ЦЗО к публичным закупкам предоставляет сразу несколько преимуществ.

1. Разгрузить тендерные комитеты. Передача части закупок на ЦЗО позволит уменьшить нагрузку на членов тендерных комитетов. Они смогут уделять больше внимания своим непосредственным обязанностям, если закупки для них являются дополнительной нагрузкой. Или сконцентрироваться на закупках сложных товаров или услуг, требующих узкой экспертизы. Это значительно снижает административные расходы заказчиков на закупки и высвобождает ресурсы, которые можно направить на профильные задачи.

2. Повысить профессионализм закупок. Позволить себе иметь штат экспертов по закупкам может далеко не каждое государственное или коммунальное предприятие. А ЦЗО обеспечит привлечение профессиональных закупщиков с успешным опытом работы. Они смогут качественно подготовить тендерную документацию и провести закупки по лучшим стандартам и в соответствии с требованиями закона.

3. Минимизация рисков. Благодаря привлечению компетентных закупщиков ЦЗО, государственные заказчики уменьшают риски обжалований в закупках, а также срывов поставок и возможных претензий со стороны контролирующих органов.

4. Экономия бюджета. Объединение однотипных товаров и услуг в большие «оптовые» лоты позволяет получать лучшие условия по соотношению цена/качество. Поэтому заказчики, которые передают свои закупки на ЦЗО, смогут значительно сэкономить на бюджетах закупок. Сегодня средний размер экономии благодаря использованию системы ProZorro составляет 12-15%.

5. Привлечь добросовестных поставщиков. Одним из главных вызовов реформы является возвращение доверия бизнеса к публичным закупкам. Для того, чтобы привлечь новый бизнес в ProZorro, нам необходимо сделать участие в закупках выгодным. А для многих крупных компаний интересно участвовать именно в крупных, оптовых закупках. Как следствие, конкуренция в тендерах возрастет, что позволит получить лучшие условия.

Подробнее о принципах пилотного проекта можно узнать в презентации.

Первые пилотные проекты будут внедрены для министерств, а также в Донецкой военно-гражданской администрации. Впоследствии, после успешного завершения пилотов, с 2018 года мы начнем еще несколько проектов в регионах. Перед командой проекта стоит много вызовов, но уверен, они смогут сделать этот важный для реформы публичных закупок шаг.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: