Обязательный е-аудит и необоснованные запросы налогоплательщикам. Навигатор законодательных изменений, на которые может повлиять бизнес

15 июля 2021, 11:30

Еженедельный обзор важных для бизнеса законодательных инициатив, на которые еще не поздно повлиять.

В июле НВ.Бизнес совместно с юридической фирмой Василь Кисиль и Партнеры запустили еженедельный обзор важных для бизнеса законодательных инициатив, на которые еще не поздно повлиять.

Видео дня

О том, каким образом бизнес может приобщиться к созданию актов законодательства и высказать свое мнение по актуальным проектам регуляторных актов, мы излагали в первом выпуске нашего еженедельного обзора. Сегодня — второй обзор.

Введение обязательного е-аудита и расширение полномочий налоговиков по отправке запросов налогоплательщикам

5 июля Министерство финансов Украины обнародовало для обсуждения проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно внедрения электронных проверок (Е-аудит)» (далее — «Проект»).

Минфин, как автор Проекта, заверяет, что этот акт введет новые подходы к налоговому контролю, поскольку электронные формы аудита налогоплательщиков в последние годы получают все большее распространение в работе фискальных органов стран мира.

Кроме внедрения е-аудита Проект содержит достаточно резонансное «скрытое» изменение, позволяющее налоговикам направлять налогоплательщикам необоснованные запросы на получение информации, что может привести к внеплановым проверкам. Об этом — далее.

Что предусматривает внедрение е-аудита

Сегодня электронные налоговые проверки могут проводиться по заявлениям налогоплательщиков, которые в добровольном порядке хотят проверить правильность ведения налогового учета.

Проект имеет целью внести изменения в Налоговый кодекс, которыми обяжет налогоплательщиков подавать в органы ГНС экспортируемые из исходной системы учета данные. Это данные в виде стандартного аудиторского файла (SAF-T) о наличии и состоянии активов, собственного капитала и обязательств, а также изменении в финансово-хозяйственном состоянии налогоплательщика за отчетный (налоговый) год.

Минфин обнародовал свое видение внедрения обязательных электронных проверок еще в конце 2020 года.

Для кого и когда возникнет обязанность подавать в ГНС данные в виде стандартного аудиторского файла (SAF-T)?

Такая обязанность может появиться у крупных налогоплательщиков с 01.01.2025 года, а у плательщиков налога на добавленную стоимость — с 01.01.2027 года.

Какие штрафы предусматривает Проект за непредоставление SAF-T в ГНС

Непредоставление, предоставление с нарушением установленных сроков, предоставление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками стандартного аудиторского файла SAF-T, влекут за собой наложение штрафа (штрафов) в размере:

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

  • 100 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года для крупных налогоплательщиков 2021 году это 600 000 гривен)

  • 10 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года для плательщиков НДС, кроме самозанятых лиц 2021 году это 60 000 гривен)

Уплата таких штрафов не освобождает налогоплательщика от обязанности представления стандартного аудиторского файла SAF-T.

Другие «скрытые» изменения, предусмотренные Проектом

Кроме внедрения обязательной подачи SAF-T в ГНС с 2025 года, Проект предлагает очень важное для всех налогоплательщиков изменение касательно отправки запросов налоговиками.

Сегодня налоговые органы имеют право направлять бизнесу запросы о получении информации. Непредоставление информации на такие запросы является основанием для проведения документальной внеплановой проверки, что может привести к налоговым доначислениям и штрафам. Часто такие запросы налоговиков безосновательны и не соответствуют требованиям налогового законодательства. Согласно действующей редакции Налогового кодекса налогоплательщик должен предоставлять информацию в ответ на такие запросы только в том случае, если налоговым органом «выявлены факты, свидетельствующие о нарушении» таким плательщиком норм налогового законодательства.

Проект, который на первый взгляд вроде бы внедряет е-аудит, вносит изменения в статью 73 Налогового кодекса, регулирующую порядок получения налоговой информации контролирующими органами. Следовательно, в случае принятия Проекта налоговые органы имеют право направлять запросы налогоплательщику, а он, соответственно, обязан предоставлять информацию в ответ, если налоговиками «выявлены факты, которые могут свидетельствовать о нарушении» таким плательщиком норм налогового законодательства. Поэтому Проект фактически расширяет полномочия налоговиков и уполномочивает их отправлять налогоплательщику необоснованные запросы о получении информации.

Кого касается Проект и как повлиять на его содержание

В анализе регуляторного влияния Проекта говорится, что «общее количество плательщиков, попадающих под действие регулирования этого акта, составит 1371 субъект хозяйствования». Учитывая изменения относительно получения налоговой информации, под действие Проекта попадает каждый налогоплательщик, получающий запрос от налогового органа.

Мы рекомендуем налогоплательщикам обратить внимание на это предлагаемое изменение и предоставить свои обоснованные предложения по проектам.

Минфин, как разработчик акта, обнародовал Проект для обсуждения 5 июля. Согласно украинскому законодательству сроки для предоставления предложений к проекту регуляторного акта не могут быть меньше месяца.

Автор: Остап Семерак

партнер ЮФ Василь Кисиль и Партнеры, руководитель практики публичной адвокации

Автор: Татьяна Бережная

советник ЮФ Василь Кисиль и Партнеры, руководитель практики налоговых споров

Показать ещё новости
Радіо NV
X