Игра в казаки-разбойники или системные реформы на рынке нефтепродуктов?

4 июня 2021, 09:45

Чтобы ликвидировать рынок нелегальных нефтепродуктов нужно убрать экономическую составляющую этого бизнеса.

В прошлом году после публичного объявления войны нелегальным АЗС, которую инициировал президент Зеленский, правоохранительные органы объявили, что закрыли более 800 заправочных станций и ряд небольших нефтеперерабатывающих заводов.

Видео дня

Однако этого оказалось недостаточно: судебными решениями закончились далеко не все дела, а теневой рынок снова отвоевал свое.

Бороться с ветряными мельницами или убрать экономическую выгоду для нелегальных НПЗ

По оценкам Нефтегазовой ассоциации, сегодня доля теневого рынка бензина, ДТ и автогаза составляет 17−23%. Ежегодные потери бюджета из-за недополучения поступлений от уплаты акциза оцениваются 10,9−14,6 млрд грн.

У компаний, производящих топливо нелегально, и не платящих акциз, появляется существенный экономический стимул. Дело в том, что в Украине акцизный налог на бензин составляет 213,5 евро за тысячу литров. То есть, это примерно 8,5−9 грн за каждый литр горючего.

Эта разница позволяет: стимулировать покупать у них некачественное топливо по гораздо более низким ценам, чем у легальных производителей, нанося им ущерб; коррумпировать проверяющие органы. Кроме того, нелегальные НПЗ могут переплачивать за сырье украинским нефтедобывающим компаниям и скупают краденые объемы нефти и конденсата.

Это проблема: для легальных нефтеперерабатывающих компаний; рынка, который перенасыщен некачественным топливом; государства, недополучающего значительную часть средств от акциза и всех нас, ведь средства от акциза должны идти на ремонт дорог.

Если государство не может проконтролировать и прекратить нелегальное производство горючего, то нужно ликвидировать экономические стимулы для его изготовления.

Нужно уменьшать акциз на бензин с 213,5 евро например, до уровня дизтоплива — 139,5 евро. Таким образом мы убираем избыточный доход, который имеют нелегальные производители.

Но мы понимаем, что деньги от акцизного налога — это прямые субвенции в Дорожный фонд, за которые строят и ремонтируют дороги. Поэтому нужно где-то взять эти средства.

Наиболее логичным шагом является уравнение ставок акциза между бензином и сжиженным газом. Снижая акциз на бензин, нужно на соответствующую сумму поднять акциз на сжиженный газ.

Сейчас акциз на автогаз в более чем 4 раза ниже акциза на бензин. Поэтому вместо 52 евро можно сделать, например, 100 евро, а вместо 213 евро — 150, оставляя между ними разницу.

Общий рынок бензина и газа в Украине — примерно 4 млн тонн, поэтому математика с акцизом позволит не только сохранить объемы поступлений в бюджет, но даже увеличить их.

Поскольку газ и в дальнейшем будет оставаться дешевле из-за разницы в акцизах, то водителям и дальше будет выгодно заправляться сжиженным газом как альтернативным топливом.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Невозможно поймать всех или почему проверки неэффективны

В 2020 году пандемия помешала полноценной реализации кампании по борьбе с нелегальными АЗС. В этом году более жесткая позиция и понимание с сетями, которые хотят торговать «белым» горючим на равных условиях.

Сейчас проверяются АЗС, мини-НПЗ. Недавно была информация о доведении до суда уголовного дела по разоблачению нелегального мини-нефтеперерабатывающего завода в Сумской области. Владелец получил три года реального заключения.

Другое дело, дошедшее до суда, касалось мини-НПЗ в Кропивницком. Завод имел лицензию на производство горючего, но на бумаге выпускал растворители и другую продукцию, которая не облагается акцизным налогом. В действительности же на предприятии изготавливали топливо несоответствующего стандарта, которое продавали через сеть АЗС. Однако такой путь не является системным, а дел, которые завершились судом — единицы.

Мы можем видеть, как налоговая, СБУ, полиция отчитываются о проверках, закрытии нелегальных заправок, рейдах, но единой статистики о том, сколько проверено и сколько закрыто, нет.

Причем есть список из около 25 нелегальных мини-заводов, о которых все участники рынка знают и даже они сейчас не закрыты. Что уж говорить о кустарном производстве меньших масштабов, которое сложнее обнаружить. Можно воевать все время, а можно ликвидировать экономическую подоплеку.

Регулирование продажи нефти и конденсата

Другой путь — разрешить продажу сырья тем компаниям, которые имеют лицензию на изготовление топлива и выпускают подакцизные продукты по государственным стандартам, а не растворители по разным альтернативным техническим условиям.

Сейчас в Украине добывается примерно 2,4 млн тонн нефти и конденсата. Из них примерно 1,95 млн тонн добывают два основных игрока — «Укрнафта» и «Укргаздобыча», которые поставляют продукцию на два легальных нефтеперерабатывающих завода — Кременчугский и Шебелинский.

Большинство сырья, которое добывают частные компании, а это 450−500 тыс. тонн в год, идет на нелегальную переработку на горючее внутри страны. Из них, согласно документам, производятся растворители, абсорбенты и др. Но только не подакцизные нефтепродукты. В Украине нет такого количества лакокрасочных комбинатов, которые потребляли бы все эти растворители. На самом деле такие кустарные нефтепродукты «растворяют» детали в двигателях и топливной системе наших авто.

Поэтому, наиболее логичный выход — регулирование продажи сырья. Если мы хотим иметь «белый» рынок, внутри страны, нефть нужно продавать только тем компаниям, которые имеют лицензии на переработку и выпускают подакцизное топливо. Сейчас его продают любым компаниям.

То есть, для всех компаний, добывающих нефть и конденсат, должно остаться два варианта — продавать сырье легальным нефтеперерабатывающим заводам по фиксированным ценам или с привязкой к мировым ценам по долгосрочным контрактам, или отправлять на экспорт. Таким образом нелегальные НПЗ будут лишены сырья.

Таким образом нелегальные НПЗ будут лишены сырья. Импортировать газовый конденсат на данный момент без уплаты акциза практически невозможно.

Другая история — импорт октаноповышающих фракций под видом растворителей для краски. Его ввозят на нефтебазы или мини-НПЗ огромными объемами, примерно по 10 тыс. тонн в месяц без уплаты акциза.

Наиболее логичным шагом является уравнение ставок акциза между бензином и сжиженным газом

В Украине нелегальные НПЗ смешивают это сырье с низкокачественным топливом собственного производства. Таким образом акцизный сбор не уплачивается ни при импорте, ни при производстве. С этим нужно бороться, введя полный запрет безакцизного ввоза растворителей, где основой является один из подакцизных товаров.

Эти изменения позволят устранить экономическую базу для нелегальной переработки, урегулируют продажу сырья только для легальных производителей и уберут риск нелегального импорта растворителей. Это все должно обновить рынок. Без решительных шагов мы дальше будем бегать и играть в казаки-разбойники.

Мы можем критиковать правоохранительные органы, заставляя их закрывать нелегальные АЗС, но если бы не было экономической выгоды, то нелегальный рынок топлива не работал бы. Конечно, все не исчезнет сразу, но мы уничтожим основу для этого.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X