Акциз и схемы. Что происходит с теневым сектором в торговле в военное время

28 декабря 2022, 12:00

В 2022 году, несмотря на военное время, ситуация с теневым рынком подакцизной продукции не улучшилась, по отдельным товарам наблюдается значительный рост нелегального сектора.

Доля тени в нефтегазовой группе колеблется уже несколько лет в пределах 18−21%, рекордный рост продемонстрировала табачная отрасль — тень выросла до самых больших показателей за все времена Независимой Украины — до 22%, потери госбюджета от схем в алкогольной отрасли оцениваются экспертами в пределах 10 млрд грн в год, в этой области наблюдается рост поступлений от налогов осенью, ситуация несколько улучшается.

Видео дня

Специалисты рынка нефтегазовой продукции отмечают, что потери государственного бюджета от нелегального обращения нефтепродуктов в 2021 году составляли около 20 млрд грн, а в 2022 году ожидаются в пределах 21 млрд грн. По результатам последнего мониторинга установлено, что 367 АЗС (в основном контейнерные и модульные) пренебрегают соблюдением законодательства, искажают добросовестную конкуренцию на топливном рынке, приводят к недополучению налогов в Государственный и местные бюджеты, являются источником потенциальной опасности для жизни и здоровья людей и окружающей инфраструктуры.

Также все еще работают полулегальные мини-НПЗ — если несколько лет назад их было 25, то сейчас все еще остается около 10 мини-НПЗ.

Наиболее интересна ситуация в табачной отрасли, заслуживающей детального анализа. Доля тени в этой области достигла исторических рекордов, но по показателям потерь бюджета вышла в лидеры среди всех отраслей — более 20 млрд гривен ненадлежащих поступлений в Госбюджет за 9 месяцев 2022 года по расчетам специалистов. В последние годы проводится акцизная политика, вызванная обязательствами Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС и систематическими поисками украинскими властями быстрых путей наполнения государственного бюджета, которая привела к значительному удорожанию сигарет и других никотиносодержащих продуктов. На фоне войны и низкой покупательной способности населения это привело к резкому росту объемов нелегальной торговли.

Так, согласно мониторингу нелегальной торговли табачными изделиями в Украине осенью 2022 года, размер теневого рынка табачной продукции продемонстрировал максимальное значение за всю историю Украины (21%) и продолжает увеличиваться, в то время как в 2017 году доля тени была 2.3%, в 2019 году — 6.6%, в 2021 году — 16.9%.

Доминирующие схемы нелегальной торговли подакцизной продукцией в Украине

Основными схемами нелегальной торговли, незаконного вывоза/ввоза табачных изделий являются:

Нелегальный импорт:

  • «черная» контрабанда — незаконное перемещение товаров через таможенную границу вне таможенного контроля.
  • прерванный транзит — алгоритм, по которому высоколиквидный товар выгружается на пути движения к таможне оформления, в то время как загружается более дешевый сегмент товара.
  • злоупотребление льготами — измельчение коммерческих партий товаров под видом международных почтовых или экспресс отправлений
  • таможенное мошенничество и коррупционные схемы: занижение стоимости, веса, подмена документов и т. п. — направленные на уменьшение налогооблагаемой базы.
poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В пределах страны товары, которые попали (или были произведены) без уплаты налогов — реализуются по следующим схемам:

  • полностью нелегальная торговля, когда товары реализуются без уплаты каких-либо налогов и без оформления каких-либо документов;
  • торговля в магазинах, киосках и т. п., которые имеют необходимые регистрационные документы (ООО, ФЛП), но реализуют часть с уплатой налогов, а другую часть — без уплаты;
  • дистанционная торговля через интернет без регистрации операций через РРО и без отражения реальных объемов продаж в декларациях.

Значительную роль в реализации этих схем играет производство продукции для магазинов беспошлинной торговли (Duty free), которая затем без налогов попадает в розничную торговлю Украины в больших объемах.

На сегодняшний день сложилась уникальная ситуация, когда Украина выступает как экспортером, так и импортером контрабандных сигарет одновременно. Причем объемы почти идентичны.

В 2022 году с началом полномасштабного вторжения войск России в Украину основные каналы поставки нелегальных сигарет в Украину (украинско-белорусский и украино-российский участки границы, морские пути) были перекрыты вследствие очевидных причин.

Однако, как сообщает Государственное бюро расследований, из-за невозможности прямых поставок из Беларуси, организаторы «проложили» маршрут через Европу. В сопроводительных документах для европейских контрольных служб отмечается, что товар якобы следует транзитом в третьи страны, а впоследствии в Украину грузовики с сигаретами въезжали со стороны стран ЕС под видом пустого транспорта.

Борьба со схемниками

Есть и некоторые положительные новости в борьбе с нелегальными схемами в 2022 году. Около месяца назад огромная полулегальная табачная фабрика в Желтых Водах, наконец, прекратила свое существование. С 2015 года фабрика стала символом украинской коррупции, насыщая рынок безакцизным табаком под молчаливое согласие правоохранителей, «ослепших» к работе сверхмощного предприятия.

На сегодняшний день сложилась уникальная ситуация, когда Украина выступает как экспортером, так и импортером контрабандных сигарет одновременно. Причем объемы почти идентичны

По информации главы Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики — «только за время войны схемники не доплатили в государственный бюджет более 5 млрд гривен акцизного налога. Обыск СБУ на фабрике длился более 2 месяцев, в течение которых мошенники пытались затянуть действия следователей и „порешать“, используя свои привычные инструменты». Однако договориться схемникам не удалось, и семь сверхсовременных линий по производству сигарет окончательно демонтированы.

Этот пример показывает значительные изменения в подходах ГНС, СБУ и ГПУ к борьбе с большими нелегальными схемами.

Акцизная политика в Украине

В 2017 году было введено увеличение акцизных ставок на табачные изделия до минимального уровня ЕС, был закреплен график повышения ставок акцизного налога на табачные изделия до 2025 года. В 2019 году к плановому повышению на 20% с 2019 было добавлено еще +9%. Кроме этого, резкое увеличение акцизных ставок реализовано в отношении табачных изделий для электрического нагрева (ТИЭН) Законом 466, которым налогообложение ТИЭН было перестроено по принципу, сходному с налогами на сигареты, хотя в большинстве стран Евросоюза ТИЭН облагались специфическим акцизом «на единицу массы».

Украина едва ли не единственная юрисдикция в Европе (кроме Молдовы), в которой акцизы на ТИЭН установлены на уровне сигарет, все страны — члены ЕС вместе с Великобританией и Швейцарией устанавливают для ТИЭН более низкие ставки акциза, чем для традиционных сигарет. Экономической наукой доказано (кривая Лаффера), что при повышении ставок акциза доходы бюджета возрастают лишь до определенного предела, что соответствует налоговой ставке, которая максимизирует доход для бюджета, но по ее достижении начинается уменьшение поступлений налога.

Опыт ЕС подтверждает, что теневой рынок увеличивается, если ставки акцизов растут слишком быстро, а государство не может охватить негативные процессы своим контролем. Так, согласно выводам исследования GROWFORD Institute, показатель теневой доли достигал максимумов для постсоциалистических стран, желавших вступления в ЕС, например в Болгарии = 30,7% (2010 год), Латвии = 37%, Литве = 47% (2009 год). После достижения максимальных значений уменьшение доли тени в этих странах происходило в течение многих лет и связано не с репрессивными действиями власти, а с увеличением уровня благосостояния граждан, с ростом доходов населения

Разумной альтернативой для Украины является переход от хаотичного роста ставок акцизного налога (переход на более умеренное, плановое и прогнозируемое повышение акцизов) и построение качественной системы контроля за производством и оборотом подакцизных товаров.

Как акцизная политика страны должна влиять на переход к продукции меньшего риска?

В развитых странах на нормативном уровне внедрение стратегии меньшего риска от табака реализуется в том числе через формирование разного подхода к разным табачным продуктам с точки зрения регулирования и налогообложения, так как они значительно отличаются друг от друга с точки зрения профиля риска.

В США Управление по продовольствию и медикаментам проводили собственное независимое исследование, чтобы установить, действительно ли системы нагрева табака являются продуктами меньшего риска. Выводы исследования (2020 год) свидетельствуют о том, что действительно нагрев табака менее вреден, чем классическое курение сигарет.

После решения FDA американские штаты начали облагать налогами табачные изделия по-разному.

В других странах также было проведено много независимых (национальных/государственных) исследований, подтвердивших меньший вред табачных изделий для нагрева. В частности Агентство общественного здоровья Англии (PHE) Великобритании опубликовало отчет под названием «Обзор доказательств электронных сигарет и табачных изделий для нагрева», в выводах которого отмечается, что табачные изделия для нагрева значительно менее вредны, чем традиционные сигареты.

Теоретически, в идеальной ситуации, чтобы налогообложение создавало правильные ценовые сигналы для потребителей и производителей — конечная цена продукта должна быть пропорциональна его вредности для здоровья. Величину акциза следовало бы определить исходя из кривой Лафера для соответствующего вида товаров с учетом общественной цены их потребления.

Предложения экспертов по минимизации теневой доли подакцизной продукции:

Год назад специалистами аналитических центров была наработана Дорожная карта мер по борьбе с контрабандой подакцизных товаров и снижение уровня теневого сектора.

В настоящее время из внесенных экспертами предложений реализовано около трети, в частности, введен обмен таможенной информацией о товарах с 36 странами Европы. (NCTS), создан и функционирует (пока не полноценно) единственный орган по борьбе с экономическими преступлениями — Бюро экономической безопасности, внедрена автоматизированная система контроля за оборотом подакцизных товаров.

В то же время большинство важных предложений аналитических центров до сих пор не реализовано, в частности:

  • Разработка и утверждение комплексной Стратегии в сфере противодействия незаконному ввозу, производству и обращению подакцизных товаров на период 2023—2025 гг. и план мероприятий по ее реализации;
  • Организация обмена оперативной информацией с таможенными администрациями сопредельных государств и взаимодействие Украины с OLAF (Европейское бюро по борьбе с мошенничеством).
  • Имплементация ключевых евродиректив, других международных документов;
  • Усиление институциональной способности контролирующих и правоохранительных органов, налаживание их эффективного взаимодействия, в частности, Бюро экономической безопасности Украины;
  • Национальная акцизная политика должна стать более умеренной и прогнозируемой — введение размеров ставок акцизного налога в зависимости от степени риска для здоровья в соответствии с практикой стран — членов ЕС.
  • Введение ответственности неоформленным торговцам, приравняв их к предпринимателям;
  • Внедрение успешного мирового опыта контроля за выдачей чека: фискальные (налоговые) лотерей или кэшбек;
  • Введение акциза на изделия из табака в дьюти-фри, оставив для дьюти-фри только льготу по НДС;
  • Создание веб-интерфейса или дашборда для обеспечения возможности мониторинга контрольных показателей по оценке уровня «тенизации» рынка отдельных подакцизных товаров.
  • Минимизация количества подакцизных товаров, ввозимых гражданами Украины без соответствующего налогообложения
  • Ужесточение институциональной способности таможенной службы, обеспечение техническими средствами таможенного контроля, повышение эффективности оперативных работников в пунктах пропуска и использование кинологических команд.

Надеемся, что представители власти учтут предложения экспертов и внесут соответствующие изменения в законодательство, что будет способствовать минимизации теневой доли в подакцизных товарах и соответственно выравниванию конкуренции и дополнительных поступлений в госбюджет.

Показать ещё новости
Радіо NV
X