Книжный рынок во время войны: Факты. Состояние дел. Перспективы
Предварительные цифры Книжной палаты по выпуску книг в этом году по отношению к 2021 году фиксируют падение по названиям на 47%, а по тиражам — на 56% к началу декабря. И это по сравнению с ковидным годом.
Только в сети «КнигоЛенд» сожжено и пострадало 6 книжных магазинов. Книжные магазины на востоке и юге страны, где больше всего они нужны, закрываются из-за высокой аренды и убыточности. Даже во время войны открываются новые книжные магазины и об этом громко говорят. О чем же предпочитают молчать, что на один открытый книжный магазин — четыре-пять закрытых.
По информации МКИП, 350 библиотек разбомблены. Все библиотеки, находившиеся на оккупированных территориях, разграблены.
Большинство библиотек убрали русскоязычные издания, чему мы не можем не радоваться. Однако теперь они остались с пустыми полками. Некоторые библиотеки не позволяют читать за их пределами из-за большого спроса на ограниченное количество книг. Сейчас на полках не хватает 10−12 млн экземпляров современных изданий. Даже в библиотеках военных госпиталей Киева большинство книг на русском. И именно к издателям обращаются руководители больниц о благотворительных поставках книг.
Книга подорожала примерно вдвое из-за повышения цены и дефицита бумаги, усложнения логистики, роста стоимости полиграфических услуг.
О положительном с оговорками
Украинские библиотеки почувствовали безумный спрос на украинских авторов. Но средств на закупку книг нет. Издательства не в состоянии за свой счет наполнить полки.
Большинство издательств работают. Работают дистанционно, несмотря на ракетные выстрелы и воздушные тревоги, несмотря на отключение электроэнергии. Но издательские команды не могут в полном составе безопасно встретиться в одном городе, потому что все разбросаны по Украине и миру.
Выходят новые издания. Но большинство макетов были подготовлены в довоенное время. Самым сложным ожидается 2023 год и не только из-за блэкаутов, а из-за нехватки кадров (волонтерство, защита страны в рядах ВСУ, выезд за границу из-за опасности жизни
Книга подорожала примерно вдвое из-за повышения цены и дефицита бумаги, усложнения логистики, роста стоимости полиграфических услуг
Повысился спрос на украинскую книгу за границей из-за огромного количества беженцев из Украины. Во многих библиотеках и книжных магазинах Польши, Германии (именно в этих странах больше всего наших граждан) появились полочки с украинскими изданиями. Но книг недостаточно. Большинство книг поставлялись украинскими издательствами бесплатно в первые месяцы войны. Не отлажена система закупки книг в библиотеках. Нет крупных дистрибьюторов, специализирующихся на украинской книге. Как правило, украинское издание может стоять рядом с российскими книгами антиукраинского содержания. Даже обращение в библиотеки не помогает — демократия и свобода слова без решения суда не позволят убрать украинофобные издания.
Возрос спрос на покупку лицензий на издание украинских авторов. Но за границей мало знают украинских писателей и нужно продумывать специальные шаги для продвижения украинской литературы за границей (участие в книжных выставках, поддержка переводов на языки ЕС, формирование каталогов на электронные и бумажные издания).
Принят закон о поддержке книжных магазинов и сертификаты, но финансирование по понятным причинам в бюджет на 2023 год не заложено.
В продаже все меньше книг на русском, многие принципиально не покупают издания на русском. Книжные ячейки также отказываются от продаж книг российского производства. Но санкционный закон о запрещении книг российских издательств до сих пор не подписан Президентом.

Многие зарубежные благотворители предлагают поставлять украинские книги для библиотек. Но просят у издательств права бесплатно, печатают цифровой печатью. Это поддерживает беженцев, но убивает наши издательства. Полезнее было бы закупать уже изданные книги в Украине.
Выводы
- Все понимают необходимость защиты информационного пространства и поддержки книгоиздательской индустрии.
- Спасительной законодательной инициативой должна быть отмена налога на прибыль и введение нулевой ставки НДС на всей цепочке — от производства отечественной бумаги, подготовки изданий, печати и продажи книг. Это решение не выглядит популистским на фоне того, что игорный бизнес с оборотом до 10 млрд может платить всего 2% из оборота.
- Должна быть принята стратегия поддержки чтения. Стратегия была разработана еще в ковидное время и с небольшими доработками может стать основным документом восстановления отрасли.
- В план восстановления Украины, финансируемый ЕС, обязательно должно быть внесено защищенное финансирование программы пополнения библиотечных фондов и поддержки книжных магазинов.
- Важно сразу после Победы продолжить действие Е-поддержки, которая поможет быстро восстановить книжную отрасль.
Главное, что все поняли: украинский — язык Победы. Верю, что креативная издательская отрасль должна и может стать драйвером послевоенного развития и процветания Украины.