За счет чего выживет строительный бизнес

28 апреля 2020, 18:40

Кабмин разрешил строительной отрасли не прекращать свою работу из-за карантина. Это решение — принципиальное. Сколько бы ни длился карантин, застройщики получили сигнал: работайте.

Вместе с тем было объявлено и об определенных государственных антикризисных шагах для частного сектора, среди которых — кредитные каникулы и отсрочки. Согласен, в короткой перспективе они действительно могут позволить кому-то перевести дух и не обанкротиться в течение ближайших месяцев. Но ценность таких шагов мизерная, если одновременно бизнесу не дать «кислород». Имею в виду, прежде всего доступ к дешевым ресурсам.

Видео дня

В условиях кризиса и дефицита оборотных средств кредиты или займы для поддержки работы частного сектора под госгарантии, под 3−4% годовых, — просто жизненно необходимая опция. Сейчас такая не работает, к сожалению.

Мне могут возразить: дешевые ресурсы — это включение «печатного станка», гиперинфляция — что, в свою очередь, только навредит бизнесу. Но навредить частному сектору или отдельно взятой компании могут только две вещи: испорченная личная репутация и — «мертвая тишина» в экономике (отсутствие четких правил игры и стабильного законодательства, дефицит оборотных средств, пассивность потребителей, нерешительность инвесторов).

Свой важный шаг навстречу бизнесу могли бы сделать и местные власти. Скажем, есть норма, которая сейчас освобождает владельцев внешних рекламных площадей от уплаты в местный бюджет в случае, если эти площади не выкуплены рекламодателями. Результат — полгорода стоит с пустыми бордами, бюджет недополучает значительные средства. Насколько существенные, говорит хотя бы такой факт: по подсчетам прошлого года, отечественный рынок наружной рекламы в денежном выражении составил около 3,3 млрд грн.

Для того, чтобы удовлетворить весь имеющийся спрос, мы сегодня должны строить минимум в пять раз больше

Зато, если бы уплата в бюджет за борды, используемые рекламу, была на 50% ниже, это, соответственно, снизило бы и сами рекламные тарифы для бизнеса. Что, в свою очередь, сделало бы услугу более востребованной, дало бы возможность предпринимателям использовать средства, которые высвобождаются от уплаты за рекламу, на поддержку своего бизнеса в нынешней ситуации это более чем важно), социальные программы для сотрудников, благотворительность и т. д. Или же — возможность расширить собственное рекламное присутствие.

Отмечу, что тезис, к которому мы привыкли, мол, в кризис прежде всего сворачиваются рекламные бюджеты — уже не работает. Рынок стремительно идет вперед и о себе надо напоминать каждый день. Без этого большинство бизнесов не удержится на плаву. Затем — снизив размер оплаты в бюджет с каждого работающего борда — власть могла бы получить и большее количество работающих бордов значит — увеличение отчислений), и более уверенных рекламодателей.

Таких примеров, где могла бы быть удачной взаимная поддержка власти и бизнеса, можно найти немало.

Стоит двигаться навстречу. Выходить из кризиса государство и бизнес должны вместе, поддерживая и учитывая потребности друг друга.

Ведь мы хорошо помним, что более 80% доходной части госбюджета составляют налоги, 60% из которых, в свою очередь, обеспечивают мощные крупные компании и предприятия, преимущественно коммерческие. Свертывание или стагнация частного сектора очень быстро отразится на смете государства и состоянии всей экономики в целом.

Имею большие надежды, что строительный рынок кризис затронет в значительно меньшей степени, чем большинство других сфер. Недаром строительство в Украине считается локомотивом экономики, который никогда не сойдет с рельс. И опыт многих кризисов за нашу историю Независимости это вполне доказывает.

Уверен, жилищное строительство будет оставаться ключевым вопросом для страны как в среднесрочной перспективе, так и в долгосрочной стратегии развития. И наличие внешних негативных факторов никоим образом не влияет на суть: людям не хватает жилья.

Одна только цифра: для того, чтобы удовлетворить весь имеющийся спрос, мы сегодня должны строить минимум в пять раз больше. Но пока таких мощностей у строительной отрасли нету.

Зато — достаточно неоднозначная репутация всего рынка, которая за два последних десятилетия успела сформироваться из-за присутствия определенных участников — тех, кто ушел из бизнеса, оставив замороженные недострои. Чаще всего главной виной был как раз не кризис, а ошибочная стратегия, просчеты, слишком маленький запас прочности и тому подобное. За всю историю отечественного рынка таких недостроев насчитывается несколько тысяч. И каждая история — это репутационный шок, который рикошетом бьет по всей отрасли.

Поэтому сейчас, когда только начался карантин и были введены ограничительные меры, часть участников рынка приняла решение во время кризиса не прекращать работу (имею в виду стабильные компании с определенным ресурсом прочности и репутацией).

Вместе с тем по разным оценкам, от 40 до 70% всех стройплощадок успели с момента объявления особого режима заморозиться или приостановиться. Кто-то, конечно, вернется и продолжит строить, но наверняка будут и те, кто уже оставил работы навсегда.

Это может снова ударить по всей отрасли. Это значит — раз — потеря доверия инвесторов к застройщикам, свертывание объемов строительства и продажи, прекращение кредитования потенциальных покупателей со стороны банков и существенное подорожание финансовых ресурсов для самих девелоперов. Очередной репутационный шок. И смягчить его может только одно: ловкая и качественная работа тех, кто работает. Поэтому я убежден, что от тех, кто продолжает обеспечивать жизнедеятельность на своих объектах сейчас, зависит будущее всей строительной сферы. Мы не можем себе позволить ошибиться.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X