Как (до)строят украинские дороги

23 июля 2020, 09:15

94 незавершенных объекта или 12,7 млрд грн в никуда.

На днях увидел публикацию с заголовком «Большая стройка Зеленского оказалось достройкой недостроев». Понимаю, почему такие публикации появляются — так работу заметно, и она, иногда, режет глаза. Коротко расскажу об украинских недостроях и почему важно их привести в порядок.

Видео дня

Начать мало — надо завершить

Недострои годами вытаскивали средства из налогоплательщиков (ибо чем дольше строительство — тем оно дороже), и становились памятниками коррупции. Крупнейшими для меня являются 2 моста — Запорожский и Хаджибейский. По нашим подсчетам за 16 лет н-достроительства на Запорожский мост потрачено $400 млн. Почти столько же сейчас стоит его достройка. По контракту подрядчик Укравтодора достроит мост за 4 года, и наш внутренний дедлайн — 2 года. Не менее интересна история в моста через Хаджибейский лиман — ремонтировать его начинали еще в 2007 году. Из-за отсутствия финансирования работы по капитальному ремонту моста были приостановлены. Фактически работы возобновились в 2019 и только в рамках Большой стройки получили надлежащие темпы, и уже в мае 2021 он будет полностью открыт.

Всего в Украине 16 155 мостов и путепроводов, и только 35% из них реально исследованы

Есть и другие объекты, которые имели более чем 10-летнюю историю планирования, и только сейчас получили достаточно финансов и политической поддержки для воплощения. Пример — первый украинский хайвей, дорога Н-31 Днепр — Решетиловка, которая соединит Днепр и Киев скоростным маршрутом. Ее действительно начали не мы — около 30 км дороги было построено в предыдущие годы. Мы же «всего лишь достраиваем» более 100 км абсолютно новой дороги, и до конца 2020 маршрут будет открыт.

Всего мы насчитали 94 недостроенных объекта капитального ремонта, строительства и реконструкции. Это 12,7 млрд грн нереализованных возможностей и денег, по факту, в никуда. Эта статистика касается только дорог, но я уверен, что если добавить сюда все объекты социальной инфраструктуры, то получится что вся страна — один большой «недострой». Повод ли это грустить? Нет. Надо работать.

Изменения, которые трудно не заметить

Наша команда начала ремонты дорог Центральной и Южной части Украины. Дороги здесь — одни из худших, многое приходится делать с нуля.

В этом году, вместо традиционных «кратеров» на Черкасщине, Кировоградщине, Днепропетровщине появляются дороги. Благодаря дополнительным средствам из COVID-фонда, мы начинаем ремонт на участках, которые известны своими ямами на всю страну. Люди уже сейчас могут наблюдать строительную технику на дороге Н-23 между Кропивницким и Кривым Рогом на которой мы отремонтируем 105 км дороги до конца года.

В рамках программы «Большая стройка», Укравтодор обновляет более 500 объектов. Примерно на половине из них — начаты до прихода моей команды. Но есть разница: мы не просто начинаем, мы — завершаем. По состоянию на 17 июля, мы начали работы на 3 700+ км дорог, а 1050 км уже имеют устроен верхний слой. Это означает, что до полноценного введения дороги в эксплуатацию осталось только нанести разметку, установить дорожные знаки и укрепить обочины.

Дороги и мосты

Кроме собственно дорог, в 2020 году мы начали масштабную Национальную программу восстановления мостов. Средний возраст моста в Украине — около 50 лет, и за время независимости ремонтные или хотя бы исследовательские работы на них почти не проводились. Всего, в Украине есть 16 155 мостов и путепроводов, и только 35% из них реально исследованы.

Сложность заключается еще и в том, что мостостроительная отрасль в Украине доведена до крайнего упадка. Система подготовки профессиональных инженеров фактически уничтожена, и масштабное восстановление мостов нужно начинать еще с этапа обучения специалистов.

Тем не менее, мы в 2020 году планируем обновить 100 мостов — по 3−4 в каждой области. Почти половина объектов находятся в работе. 37 мостов уже прошли тендерную процедуру и готовятся к обновлению, еще 18 — проходят этап закупки.

Всего мы насчитали 94 недостроенных объекта капитального ремонта, строительства и реконструкции. Это 12,7 млрд грн нереализованных возможностей и денег, по факту, в никуда.

Приведу пример — мост через реку Прут в селе Маршинцы Черновицкой области, который мы посетили вместе с Президентом. Основной мост, соединявший Новоселицкий и Герцаевский районы, был разрушен еще во время паводка 2008 года. С того самого времени, транспортное сообщение между районами осуществляется через город Черновцы — протяженность такого обхода составляет около 50 км.

Для переправы через реку использовался и временный армейский мост, но из-за разлива Прута уже в этом году, не стало и его. Поэтому вопрос восстановления основного моста встал еще острее.

Проект строительства предусматривает устройство мостового перехода длиной 323,6 погонных метра с комплексом берегоукрепительных сооружений и подходами к нему протяженностью 1,8 км. Закупку работ на достройку планируется осуществить в июле, а начать строительные работы — в августе. Ожидаем, что уже в этом году этот мост будет завершен.

Успешный пример восстановления мостов в Черновицкой области мы уже имеем — участок дороги через Черемош возле села Розтоки. Два новых моста являются частью дороги государственного значения Р-62, которая была полностью разрушена тем же наводнением 2008 года. Для обеспечения транспортного сообщения «на период основных строительных работ», в 2008 году построены два временных металлических моста. «Временное» движение по ним осуществляется уже 12 лет. В 2020 году мы строим 2 моста длиной 162 и 126 метров. Завершение всех работ на объекте и введение его в эксплуатацию ожидается в октябре 2020 года.

Поэтому «Большую стройку» действительно можно назвать «до-строительством» — и это на самом деле комплимент. Годами заброшенные объекты оживают и завершаются за 1 год несмотря на то, что простаивали более десятка. Но кроме пристроек, мы имеем огромный перечень объектов, которые строятся с нуля.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X