Почему финрынку не нужен такой СПЛИТ

15 августа 2019, 17:00
Цей матеріал також доступний українською

Реформы в финансовой сфере должны быть взвешенными, не создавать конфликт интересов между секторами и отвечать потребностям рынка, а главное — его потребителей

Еще пара недель и в Украине заработает Верховная Рада нового созыва, и все надеются, что нас ждут новые положительные тенденции и законопроекты на разных рынках. Надеется на это и рынок небанковских финансовых услуг. Однако, за последние дни оптимистичные ожидания финансовых учреждений стали несколько угасать. Ведь Национальный банк снова пытается реанимировать многострадальный законопроект № 2413 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг» (более известный как СПЛИТ), который предусматривает ликвидацию Нацкомфинуслуг и передачу функций регулирования небанковских финансовых рынком НБУ и НКЦБФР.

Видео дня

Напомним, законопроект № 2413 включали в повестку дня заседаний Верховной Рады уже 18 раз. Однако он так и не был принят, потому что не поддерживался большинством депутатов предыдущего созыва. И вот почему:

Во-первых, СПЛИТ предусматривает переход от законодательного регулирования рынка небанковских финансовых услуг к регулированию с помощью подзаконных нормативно-правовых актов, с неограниченными полномочиями регуляторов и отсутствием каких-либо контрольных механизмов.

Иными словами, СПЛИТ выводит все сферы финансовых услуг из-под действия законов, устанавливающих общепризнанные принципы государственного регулирования. В частности, законов о лицензировании, об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хоздеятельности, об административных услугах и о принципах государственной регуляторной политики.

При этом именно благодаря этим законам небанковский финансовый рынок, который, в отличие от банков, работает исключительно за счет собственных средств, смог пережить последние экономические кризисы и достичь не только стабильности, но и продемонстрировать рост своих показателей.

Во-вторых, законопроект 2413 не содержит достаточных правовых механизмов для эффективной реализации государственного регулирования в сфере небанковских финансовых услуг.

В-третьих, положения СПЛИТа противоречат таким принципам верховенства права, как юридическая определенность и запрет произвола со стороны регулятора, не обнародует и не согласовывает ни с одним государственным органом требования и правила, устанавливает их на собственное усмотрение и требует их выполнения при отсутствии права обжалования.

Кстати, именно на это обратило внимание Главное юридическое управление ВР, признавшее законопроект «неконституционным» и приводящим в случае принятия к произволу регулятора и невозможности азащищать свои права и интересы.

Благодаря тому, что регулятор рынка небанковских финансовых услуг — Нацкомфинуслуг — осуществляет регулирование и надзор за рынком соответственно этим законам и с учетом специфики и особенностей рынка, небанковский финансовый рынок за последние два года продемонстрировал необычайный рост.

Если в 2016 году объем предоставленных финкомпаниями финансовых услуг составил 39,7 млрд грн, то у 2017 году этот показатель вырос до 90,2 млрд грн, а в 2018 — до 119 млрд грн. При этом объем выданных кредитов финучреждениями вырос с 24,3 млрд грн в 2016 году до 45,2 млрд и 67,2 млрд грн соответственно.

Да, есть и жалобы на работу финансовых учреждений. Однако, если внимательно проанализировать заявления жалобщиков, можно обнаружить, что большинство из них — должники по кредитам, которые отказываются их платить. Они жалуются на договоры и несправедливые ставки по кредитам. Но, подписывая договора, они все эти условия видят, но все равно берут займы, а потом идут с жалобами в Нацкомфинуслуг, которая, как регулятор, конечно, проверяет эти компании. Ведь, в отличие от НБУ, Комиссия наделена функциями защиты прав потребителей.

Сообщество рынка небанковских финансовых услуг считает своим долгом еще раз подчеркнуть: передача функций регулирования и надзора за небанковским финансовым рынком НБУ и НКЦБФР приведет к сужению рынка, его монополизации отдельными учреждениями, сокращению объемов кредитования, повышению стоимости услуг, а также очередной потери рабочих мест и сокращению налогов в государственный бюджет.

И именно поэтому мы считаем, что реформы в этой сфере должны быть взвешенными, не создающими конфликт интересов между секторами и соответствующими потребностям рынка, а главное — его потребителям.

НБУ, в свою очередь, должен осуществлять монетарную политику, о чем, в частности, говорится в Конституции Украины.

Также не могу не заметить, что модель регулирования, предложенная СПЛИТом, в действительности не используется ни в Европе, ни в Америке. Даже в России, которую приводят как пример мегарегулятора, система регулирования и надзора существенно разнится с моделью, предложенной СПЛИТом.

Представители рынка провели встречу с международными донорами, на которой обсуждались вопросы реформирования небанковского финансового рынка. Большинство аргументов, приводиміе представителями рынка против принятия СПЛИТа были для доноров новыми и неожиданными. То есть, они не были знакомы с текстом самого законопроекта и способами реализации реформы финансового сектора, которую предлагает СПЛИТ. В то же время они допустили, что реформа финансового рынка может быть проведена по-другому.

Именно поэтому большинство небанковского финансового рынка, а в том числе 14 ассоциаций (Включая ОФУ) — членов Объединения участников финансового рынка (ОУФР) не поддерживают СПЛИТ, но поддерживают реформы в сфере регулирования финансовых рынков.

Более того, ОУФР выработало заметки проекта закона, который предлагает консолидацию функций государственного регулирования и надзора путем создания одного государственного органа, к полномочиям которого относятся функции НКЦБФР и Нацкомфинуслуг, с одновременной имплементацией в украинское законодательство международных стандартов IAIS (Международной ассоциации органов страхового надзора), IOРS (Международной организации органов надзора за пенсионными фондами) и IOSCO (Международной организации комиссий по ценным бумагам). Именно такая модель, по нашему мнению, соответствует лучшим мировым практикам и широко применяется во многих странах ЕС.

Мы надеемся, что вновь избранные депутаты ВР прислушиваются к аргументам рынка. Хотя бы потому, что общепринятая европейская практика — это учитывать позицию рынка, действовать вместе с рынком, а не вопреки ему. И именно это будет залогом его развития.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X