Невероятно жестокое решение Нацбанка
Как одним решением сделать жизнь шести миллионов человек трудной.
На днях НБУ опубликовал новое решение. Его цель — уменьшить давление гривни на валютный рынок.
НБУ заметил, что за границей со многих карт украинских банков снимается наличная валюта — видимо объемы суммарно стали слишком большие. НБУ пишет, что таким образом по заниженному курсу люди меняют гривни на доллары и евро и потом спекулируют ими на наличном рынке Украины, а это не хорошо. Потому что НБУ не хочет тратить резервы на поддержание курса гривни в условиях войны. И я согласен, что в такие времена курс может быть только административным, а не рыночным.
Не знаю, что мешало НБУ дождаться прихода уже обещанной помощи от Запада — как я читал должно быть порядка 25 миллиардов. Возможно, там есть какие-то проблемы.
Ну, ладно — разрешили нашим банкам устанавливать свободный курс гривни по операциям с картами. Чтобы прекратить так называемый «карточный туризм» — когда люди пересекали границу с десятками карт, снимали то, что можно по максимальным лимитам, возвращались назад и потом этой валютой торговали в пунктах обмена. Разумно? Да.
Я бы, конечно, позволил снимать, скажем, хотя бы максимум 50 евро в день и, скажем, до 500 евро в месяц — это бы убило «карточный туризм». Но НБУ виднее.
А потом самое интересное: точно такой же свободный курс введен и на покупки по картам за границей. И вот это, я считаю, невероятное по своей жестокости решение.
Сейчас за границей примерно 6 миллионов беженцев из Украины. В основном это женщины и дети. Многие из них продолжают работать удаленно в разных украинских бизнесах (знаю очень много таких примеров). Многие из них получают стипендии, пенсии, пособия — все в гривнях, конечно. У большинства из них мужчины в Украине — и они им на карты переводят заработанные гривни. Просто, чтобы те могли жить достойно в намного более дорогих странах.
И вот все их сбережения и доходы берут и уменьшают сразу процентов на 15 — а потом, может, и на 30% — ведь курс же свободный теперь для таких операций.
Конечно, кто-то может рассказать о покупках с украинских карт сумочек Луи Виттона. Есть, наверное, и такое. Но это тысячи случаев, а не те миллионы покупок в день — еды, одежды, билетов на транспорт и многого другого.
Почему нельзя было ввести, скажем, ограничение 1 000 евро в месяц — на покупки с одной карты с конвертацией гривни по административному курсу? Таким образом отсекли бы всех этих «Луи Виттонов» и не унижали бы миллионы женщин и детей в Европе — некоторым скоро придется перейти там на гуманитарную помощь.
Иногда удивляешься, почему серьезные государственные умы так плохо просчитывают последствия своих решений. А вы как думаете?
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.