Восемь фактов о пандемии, которые нужно осознать уже сейчас

9 ноября 2020, 11:45

2020 оказался годом экономической изоляции, коллапса глобальных торговых путей, закрытия границ. Но является ли сама пандемия кризисом? Или она просто подсветила уже назревавшие проблемы мира?

Самое главное из эксклюзивного интервью математика, философа и автора книг «Черный лебедь» и «Антихрупкость» Нассима Николаса Талеба на презентации обновлений Битрикс24.

Видео дня

1. Проблема — не сама пандемия, а реакция на нее

Все, что нам известно о пандемии сегодня — она распространяется намного быстрее, чем предыдущие. И мир сейчас гораздо ближе к взрыву заболеваемости, чем 500 лет назад.

Полтысячелетия назад мало кто пересекал океаны, и некоторым болезням понадобилось более ста лет, чтобы добраться к некоторым поселениям. Сегодня же достаточно одной конференции, на которую соберутся 6−7 тысяч человек из 150 стран. Один из них инфицирует других. 4 дня спустя вы имеете ковид на большинстве территорий Земли.

В такой ситуации нам важно быть более ответственными и реагировать быстрее. Но люди делают в точности наоборот. Так же, как и руководство стран. Мы до сих пор тратим деньги на создание атомного оружия, а не на быстрые тесты. Если бы мы имели возможность сделать быстрый тест, даже если и не самый точный, и затем решить — пойти или не пойти в ресторан — то говорили бы сегодня о совсем другом течении пандемии.

2. Ограничения должны быть сбалансированы, а действия — логичны

У европейцев существует странная политика запрета на работу баров, но в то же время мы видим полностью заполненный людьми вагон метро. Да, конечно, не надо заставлять людей оставаться дома, полностью изолироваться и превращать страны в условное гетто. Должен быть целый комплекс мер.

В мире существует много хрупких систем. А чтобы сломать систему, которая по своей сути является хрупкой, нужны катализаторы. Пандемия стала таким катализатором и это, на самом деле большая услуга

Те же самые элементарные тесты для тех, кто путешествует. Даже если вы передвигаетесь на близкое расстояние, везде должны быть тесты перед тем, как сесть в самолет. Из-за отсутствия этого потребность в карантине растет.

Поэтому власть должна инвестировать деньги в обеспечение быстрого тестирования, а не тратить их на прихоти. Это прежде всего. Еще нужно улучшить работу специалистов, которые изучают алгоритм распространения болезни.

И, конечно, если уже существуют ограничения для решения проблемы, тогда все мы должны их придерживаться. Например, осознать важность тех же масок. Лучше их носить, даже если вы не совсем понимаете их эффективность — это точно лучше, чем ничего. Я вижу определенную закономерность, которая может помочь предотвратить распространение пандемии. В частности нужно носить медицинскую маску, избегать скоплений людей, делать тесты и соблюдать другие простые правила.

3. Пандемия обнаружила хрупкие системы и подтолкнула к реорганизации

В мире существует много хрупких систем. А чтобы сломать систему, которая по своей сути является хрупкой, нужны катализаторы. Пандемия стала таким катализатором и это, на самом деле большая услуга. Слом системы — это новое начало, новые перспективы развития, адаптация людей. Не надо считать пандемию проклятием, потому что многие вещи, которые произошли, привели к хорошим результатам.

Посмотрите на города, которые оказались особенно хрупкими — Нью-Йорк или Сан-Франциско. Тут всегда был целый набор нерешенных бюджетных вопросов, люди переплачивали за недвижимость и за услуги. А теперь многие работают, не выходя из дома, и у них нет нужды быть близко к работе. Поэтому Нью-Йорк, который был крайне неустойчивым, сейчас снова разрушенный, обанкротившийся.

Я считаю, что это действительно большая услуга городам — обанкротиться. Это толчок к реорганизации. Нужно изменить взгляд на пандемию и рассматривать ее как то, что выявило слабости и вместе с тем открыло сильные стороны.

4. Помощь нужна людям и изобретательным компаниям, а не корпорациям

Помогать нужно не учреждениям или городам, а именно людям. Я заинтересован в спасении самих работников компаний, как людей, но помогать большой компании — это опрометчивое расходование денег налогоплательщиков. Кризис сильнее всего бьет по простым людям. Нужно беречь именно их.

Поймите, многие компании уже просто не нужны. Например, торговые центры. В них нет необходимости, люди привыкают к онлайн-покупкам, поскольку это более доступно и удобно. Поэтому мы не должны спасать шопинг-моллы. Надо скорее помогать работникам этих центров и отдавать предпочтение маленьким магазинам на соседних улицах, а не торговым центрам, где есть скопление людей.

Также мы не должны быть безразличны к тем предпринимателям, кто является изобретательным и трансформирует свой бизнес в нечто новое. Именно они создают наше с вами будущее. Представьте двух владельцев фитнес-залов. Один с началом пандемии пугается, закрывается дома и просто просит государство помочь ему. Тогда как другой говорит: «Ну хорошо, пандемия, так пандемия» — и начинает работать на оснащение домашними спортзалами частных домов. И зарабатывает на этом гораздо больше, чем до этого. Надо поддерживать компании или людей, которые усердно работают во времена пандемии и ищут возможности даже в ситуации нестабильности.

Если обанкротится авиакомпания, то все равно у нее останутся самолеты. Кто-то может купить их и реорганизовать в другую авиакомпанию, в которой будет более рациональная политика ведения бизнеса, а не просто ориентированость на деловые поездки.

5. Все, что нужно сделать для компаний — обеспечить их технологиями

То, что произошло, к счастью, привело к появлению огромного количества новых приспособлений. Если проецировать на сегодняшнюю ситуацию, то люди больше не тратят время на дорогу до работы и научились работать дома. И это дает гораздо больше свободы в выборе места работы.

Если вы в Грузии или Украине, например, и не можете оформить визу для работы в США, решить такую проблему можно дистанционным трудоустройством. Компании предоставляют достаточно возможностей, чтобы работать в удобном для вас режиме. В работе из дома есть, конечно, и обратная сторона медали — людям не хватает физической активности, но и здесь возникнут приспособления.

Все, что мы можем сделать для доставки, все, что мы можем сделать для конференций — обеспечить их технологиями. Большинство успешных магазинов, заработавших свою популярность в последние четыре месяца, достигли этого благодаря технологиям. Именно они увеличивают коэффициент полезного действия любой компании.

6. Пандемия сделала бесценную вещь — подкосила систему образования

Есть компании, которые сильно страдают от пандемии. Скажем, университеты.

Например, в Соединенных Штатах цена за обучение в университете или колледже может достигать 60−70 тысяч долларов. Все то, что в Грузии, Южной Европе, даже во Франции, стоило бы только $4 тыс.

Пандемия сделала бесценную вещь — подкосила национальную систему образования. Сегодня уже можно получить диплом онлайн в университете на Кипре, что будет намного дешевле, и по моему мнению, ничем не хуже, чем получать профессию в одном из университетов США.

Кстати, учителя и профессора от этого не страдают, потому что многие получали маленькую зарплату от управления университетов, а сейчас проводят занятия по зуму и могут напрямую работать со студентами. У меня есть много друзей, которые уволились с работы в университете, и преподают нескольким сотням студентов в режиме онлайн.

7. Круговорот смертности бизнеса нужно осознать и принять

Последние 15 лет мы переживаем период процветания. Да, сейчас у нас кризис, но он уравновешен предыдущим ростом. Многие крупные компании обанкротились и потеряли все, но это нормально. Если еще 50 лет назад средний цикл развития компании составлял примерно 50−60 лет, то сегодня мир стал очень динамичным и сократился до 10−11 лет. Сейчас благодаря бурному развитию технологий путь от провинциальной компании до уровня Googleможет длиться всего несколько лет. Но так же немного времени надо, чтобы упасть с уровня Googleдо уровня начальной компании. Это равносильный процесс.

Вы должны понимать, что существует так называемый круговорот смертности бизнеса. И эта смертность не из-за ковида — она приходит из-за того, что мы живем в динамичном мире, где происходит большое количество изменений.

Сейчас надо сфокусироваться на ключевой идее — поддерживать работников, поддерживать новые бизнесы, которые помогут нам стать более адаптивными к новым реалиям, чем устаревшие акулы. Когда вы выбираете старую компанию, вы забираете шанс у перспективного новичка. Вы должны смотреть на ситуацию именно так.

Полное интервью вы можете посмотреть здесь.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X