Что не так с налоговой политикой в Украине

13 декабря 2021, 18:43

Теневая экономика Украины, по размеру сопоставимая с третью от официальной (около 30% от ВВП), генерирует до 1,7 трлн грн неформальных трансакций в год.

В свою очередь теневая экономика ведет к ежегодным потерям бюджета на уровне 0,29−0,46 трлн гривен. Таков общий итог свежего (четвертого с 2017 года) исследования «Сравнительный анализ фискального эффекта от применения инструментов уклонения/избежания налогообложения в Украине», проведенного Институтом социально-экономической трансформации и CASE Украина.

Видео дня

Для сравнения, доходы государственного бюджета-2021, состоящего в основном из налоговых поступлений, равны сумме 1,15 трлн гривен. То есть, размеры уклонений являются колоссальными или, говоря популярным ныне «языком санкций», угрожающими национальной безопасности страны.

На этом плохие новости, к сожалению, не заканчиваются. Жесткая налоговая политика, предлагаемая обществу в последние годы, никак, кроме отдельных случаев, не влияет на большинство популярных схем минимизации налогов. Они удачно развиваются и растут. В первую очередь, мы говорим о контрафакте и нелегальной торговле, контрабанде и злоупотреблениях на границе, зарплатах в конвертах. Последняя схема вообще стала сенсацией в этом году, получив сомнительное лидерство по результатам для бюджета (потери от 110 до 150 млрд грн в год), отвоевав его у безоговорочных чемпионов прошлых лет — офшоров и контрабанды.

С другой стороны, это почти естественно, учитывая, что уход в тень является закономерным ответом на чрезмерное налоговое и растущее административное давление. В частности из-за расширенной фискализации, а также продолжающихся ограничений Правительством обычной экономической деятельности. Более того, пока демонстрируется институциональная неспособность государства преодолеть указанные схемы.

В общем, если отранжировать инструменты ухода от налогообложения по критерию распространения, получаем следующую конфигурацию:

Еще одним неприятным выводом является то, что хедлайнер-инициативы экономической власти 2020−2021 годов (Законы 128 и 466, проект 5600) акцентированы как минимум неудачно. Ибо усилия направляются на граждан собственников/пользователей земли (так называемое минимальное налоговое обязательство), малый бизнес (расширенная фискализация с начала следующего года) и офшорные конструкции (правило контролируемой иностранной компании, которая начнет действовать с 01.01.2022 года). Но не затрагивают двух титанов (контрабанды и черных зарплат), которые аккумулируют около 60% всех потенциальных потерь бюджета. Странная слепота.

Украинская налоговая политика тяжело и хронически больна

Исследование впервые в Украине предложило расчет национального НДС-разрыва (VAT gap), что определяет разницу между поступлениями, которые должны поступить в бюджет, и реальным сбором налога. Учитывая значительный общественный резонанс, который в последние годы продолжается вокруг злоупотреблений по НДС, очень важны полученные данные о росте размеров НДС-разрыва с 4,7% в 2015 году до 21,6% в 2020 году.

Более того, инструментарий формирования схемного налогового кредита (пожалуй, каждый украинец уже слышал о скрутках) также имеет тенденцию к росту. Если в 2016 году объемы манипуляций с налоговыми накладными достигали около 1 млрд грн в месяц, то в 2019—2020 гг. они достигали 2−2,5 млрд грн ежемесячно. И это на фоне построения одной из самых обременительных в мире процедур администрирования налога, базирующихся на системе электронного администрирования и обязанности регистрации налоговых накладных в Едином реестре с возможностью их внесудебного блокирования со стороны контролирующих органов. То есть сегодня нет оснований считать, что схемы ухода от уплаты НДС и скрутки хотя бы частично преодолены. Украина все еще нуждается в дальнейшей модернизации системы администрирования налога, как в сторону прекращения схем, так и в сторону увеличения ее дружественности и комфортности для налогоплательщиков.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Не наблюдается оснований для оптимизма и на другой стороне налоговой реформы — трансформации соответствующих государственных органов. Так, реформа таможенной службы 2019−2021 годов скорее всего не состоялась, что требует еще одного перезапуска структуры (непонятно сколько еще нужно). Кадровая турбулентность и всеобщая неопределенность ситуации с налоговой и таможенной службами говорят о системных проблемах, в частности борьбой с коррупцией. Отложенный на два месяца старт Бюро экономической безопасности Украины начат достаточно неоднозначным кадровым решением — Правительством на должность руководителя нового правоохранительного органа назначен действующий глава ГФС, а в его ряды постепенно массово проникают «старые кадры». Это порождает высокие риски цементирования идеологии чрезвычайно агрессивного сбора налогов в Украине и перетекания наиболее брутальных практик сбора налогов, в частности, так называемых маски-шоу, в новый институт.

Таким образом, украинская налоговая политика тяжело и хронически больна. Предоставляемые лекарства, к сожалению, или не действуют (не имеют ощутимого эффекта), или лечат по неверному диагнозу (упор на решение не самых актуальных проблем, усиление дискреционных полномочий контролирующих органов на фоне неудач по их модернизации). В то же время налоговая реформа вместо решительного изменения правил игры и снижения степени агрессии к налогоплательщику пока получила фасадное изменение названий и очередную замену одних неэффективных чиновников другими, играющими по старым правилам.

Из тупика всегда есть только один выход — нужно спокойно развернуться и пойти в другую сторону.

Показать ещё новости
Радіо NV
X