Зе-амнистия: легализируем нажитое

24 марта 2021, 16:51

Как будет работать налоговая амнистия и что важно прочитать между строк законопроектов.

20 лет политики с трибун и ток-шоу неустанно твердили о необходимости легализации капитала и возврата «выведенных» средств из офшоров. Вероятно, эта идея и оставалась бы лишь на бумаге, если бы не подготовка к автообмену по зарубежным банковским счетам, требующего перед запуском предварительно предложить бизнесу пройти амнистию капиталов.

Видео дня

Эксперты несколько лет обсуждали параметры налоговой амнистии. И вот пару недель назад Офис президента подготовил и подал неотложный пакет законопроектов в парламент. Ну и зная оперативность «Зе-принтера» в Раде, полагаем, что уже с 1 июля почти каждый сможет задекларировать свое незаконно нажитое непосильным трудом имущество, заплатив специальный сбор вместо положенных налогов.

Чудеса государева благодеяния

Поданные законопроекты президента достаточно детально прописывают процедуру и условия налоговой амнистии. Подать специальную декларацию по амнистии можно будет в период с 1.07.2021 по 01.07.2022 года. Под амнистию попадет практически любое имущество, которое можно четко идентифицировать, при условии, что оно было куплено на доходы, с которых физическим лицом-резидентом Украины не были уплачены какие-то налоги. Причем задекларировать их сможет и нерезидент, если на момент получения незадекларированных доходов он был налоговым резидентом.

Вместо старых налогов предлагается уплатить новый спецсбор, ставка которого зависит от фактора «забугровости». Так за 5% готовы простить многое, если эти средства или имущество находятся в Украине, а вот за 9% простят активы выведенные за границу. Ну и, конечно, главный «пряник» — за 2,5% простят незадекларированные доходы, если вложиться в ОВГЗ сроком более 365 дней, без права досрочного погашения, но купить их нужно с 01.01.2021 г. до 20.06 2022 г. до подачи самой декларации. Так что курс гривни явно сможет хорошо укрепиться, если кампания по амнистии «зайдет» нашим гражданам.

Читаем между строк

Но, несмотря на широту доброй воли государевой, важно прочитать оговорки:

Оговорка № 1: «Черный» кэш и золото. Не получится амнистировать наличные или золотые слитки, если их не внесли предварительно на специальный банковский счет. То есть фокусы с декларированием миллионов наличных в сейфах якобы полученных давным давно, как это делают чиновники — не пройдут. В то же время пока не ясен режим спецсчетов, на которые необходимо положить наличные перед декларированием: будет ли минимальный срок хранения, установят ли максимальные комиссии для банков, упростят ли комплаенс?

Оговорка № 2: Ростовщик на бумаге. «Нарисовать» с потолка займы своей тете — не совсем вариант. Права требования по займу смогут быть задекларированы только при условии, что они заверены нотариально, а это значит, что нотариус запросит и себе 1% нотариальной пошлины.

Оговорка № 3: Коррупция. Судя по согласованию проектов с МВФ, коррупционные доходы амнистировать не удастся. Положения тут весьма жесткие. Если лицо занимало хоть на 1 день любую госдолжность с 2005 года либо было близким родственником такого чиновника, то ему закрыт доступ к амнистии. И речь не о каких-то высоких рангах и статусе PEP, а о любых госдолжностях, которые должны были подавать специальные декларации по антикоррупционным законам.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Оговорка № 4: Преступные капиталы. Не получится задекларировать активы, полученные вследствие совершения уголовных преступлений (причем, видимо, совершенных в любой стране), кроме как преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов (ст. 212 УК) или ЕСВ (ст. 212−1 УК). И важная хитрость, что налоговые правонарушения часто квалифицируются по другим уголовным статьям о мошенничестве, контрабанде, подделке документов, легализации средств, полученных преступных путем. Так что декларанту еще стоит 100 раз подумать, а такой ли он «чисто» налоговый уклонист или еще мошенник, контрабандист и «отмыватель» грязных денег?

Оговорка № 5: «Шьют» дело. Не получится задекларировать непосильно, но нечестно нажитое добро, если по «клиенту» уже начаты расследования по статьям 212, 212−1, 366, 367 УК (по активам), а также по 209, 258−5, 306, 369, 369−2, ст. 368−3, ст. 368−4 УК (без привязки к активу).

Оговорка № 6: Явка с повинной. Интересно, что спецдекларации будут считаться очень конфиденциальными документами, даже предусмотрен особый порядок их обезличивания через нотариуса, а следователи не смогут их использовать в уголовном процессе, плюс в судах в гражданских и административных нельзя использовать как доказательства. Но законопроект «забывает» упомянуть хозяйственные процессы и оперативно-розыскные дела, так что как знать. В РФ уже были такие случаи по процедуре банкротства и по другим неналоговым уголовным статьям.

Оговорка № 7: Зацени актив. Брать цифры для расчета сбора по недвижимости, корпоративным правам, транспорту, объектам искусства нужно не исходя из личных ощущений текущей стоимости, а от стоимости приобретения или по рыночной стоимости с подтверждающими документами в зависимости от типа актива. Важно будет приложить к декларации документы, подтверждающие стоимость декларируемых объектов, находящихся за границей, иначе придётся заплатить 18%.

Оговорка № 8: Налог на налог. Важно помнить, что по активам, которые налогооблагаются с разницы между стоимостью приобретения и ценой продажи, проект амнистии не формирует стоимости приобретения. Так что в случае продажи амнистированного актива — придется заплатить налог с полной стоимости невзирая на рыночную оценку, по которой заплатили спецсбор.

Оговорка № 9: Финмониторинг. Банковский комплаенс с прошлого года ужесточился, но законопроект не меняет риск-профиль клиента после амнистирования и не освобождает банки от ответственности за принятие средств для целей спецдекларирования. Порядок открытия и ведения счетов утвердит НБУ, вероятно, будут послабления, но в законопроекте четко сказано, что банки должны проверять источник средств происхождения наличных на спецсчетах.

Профайл «клиента»

Кроме явно прописанных оговорок, у налоговых консалтеров сразу возникло уйма вопросов к профилю декларанта и практическим кейсам — кому же из клиентов такая налоговая амнистия реально поможет, а не сгенерирует лишние риски. Приведу примеры юридического толкования этих законопроектов.

Кейс № 1: Зарплата в конвертах. Допустим работодатель не заплатил полноценно НДФЛ, военный сбор и ЕСВ со всей суммы зарплаты работнику и частично передал наличными доплату. Обязанность удержать все налоги лежит на работодателе, но работник потом на эти доходы с частично не удержанными налогами купил активы. Может ли актив такого сотрудника быть амнистирован в принципе, если НДФЛ — это налог хоть и с работника, но обязанность удержать его с зарплаты у работодателя? И будет ли освобожден работодатель от ответственности, если его сотрудник потом задекларировал такой актив и заплатил по нему сбор? Лучше в законе детальнее прописать такие ситуации.

Кейс № 2: Конвертцентры, налоговые ямы, ФОПы. А теперь подумаем, где же работодатель взял эти наличные на выплату зарплаты в конверте? Возможно, он пользовался услугами фиктивных компаний или договорился с ФОПом по оказанию фиктивной услуги. Внимание, вопрос: смогут ли такие случаи попасть под налоговую амнистию или освободят ли соучастников от уголовной ответственности, если получивший незаконный доход подаст спец.декларацию на эти средства?

Кейс № 3: Заробитчане. Допустим экспат, работающий за рубежом, получает там легальную зарплату с удержанием налогов в той стране, живет большее время года в этой стране, но в Украине остается формально налоговым резидентом, пересылает в дар средства родным. И тут возникает у него формальная необходимость засчитывать уплаченные за рубежом налоги в счет украинского НДФЛ с предоставлением бумажных справок из зарубежной налоговой службы. Или же судиться по применению нормы конвенции об отсутствии необходимости уплаты налога. Если смотреть по факту, то на лицо двойное налогообложение, но если не была соблюдена процедура, то налоговики могут «впаять» по полной. Возможно, именно на «заробитчан» и направлена амнистия?

Кейс № 4: Айтишники на Payoneer. Пока что незадекларированные доходы IT-фрилансеров без статуса ФОП со счетом в Payoneer и продавцы на Amazon выглядят, как наиболее адекватные кандидаты на налоговую амнистию их зарубежных средств.

Привет из 90-х и презумпция виновности

Нужно ли легализировать активы, купленные за доходы прошлых десятилетий, по которым уже пропали все документы или же реально не были уплачены налоги? На самом деле установлены сроки давности 5−7 лет по возможности привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов в существенных размерах.

Что касается возможности налоговиков взыскать сумму налога со штрафом, то срок давности ограничен 3 годами с даты граничного срока подачи налоговой декларации, если она была подана. Понятно, что предприниматели (ФЛП) исправно подавали свои налоговые декларации и с ФЛП нечего будет взять через 3 года от срока подачи, а вот у частных лиц без статуса предпринимателя с этим могут быть проблемы, ведь культура подачи личных налоговых деклараций у нас не самая высокая. Так что теоретически проблемы могут быть хоть по доходам с 90-х, если тогда налог был предусмотрен законом, но уплачен не был. Но, как адвокат, скажу, что налоговая еще должна доказать факт неуплаты налога, презумпцию невиновности у нас не отменяли.

Что в итоге?

Налоговый пряник амнистии связан с налоговыми кнутами. Собирательный образ «клиента» на амнистию будет во многом зависеть от трех факторов:

  • введения нулевой декларации и запуска налогообложения физлиц по косвенным расходам,
  • вопросов банковского комплаенса об источнике доходов родственников на покупки и депозиты,
  • запуска автообмена по банковским счетам по стандарту CRS.

В случае ужесточения этих требований, иногда проще будет заплатить спецсбор, чем получать документы из зарубежной налоговых органов об уплаченном налоге или заниматься иной бюрократией.

В International Advisers Association сформировали экспертную группу по налоговой реформе и будем рекомендовать технически доработать ряд положений пакета о налоговой амнистии, чтобы закон предложил максимально удобный и сбалансированный сценарий для бизнеса и рядовых сотрудников, ставших заложником повальной практики выплаты зарплаты в конвертах. Механизм должен быть удобным и понятным, как приложение Дія.

Показать ещё новости
Радіо NV
X