Привет, КИК. Пять вопросов Гетманцеву о том, что и когда изменится в налоговой практике Украины
Блиц-интервью с Даниилом Гетманцевым на тему ближайших налоговых изменений, связанных с введением автоматического обмена информацией CRS в Украине.
На каком этапе имплементация правил Контролируемых иностранных компаний (КИК) в Украине, когда заработает автоматический обмен информацией CRS и есть ли у налоговой инструменты, чтобы ловить тех, кто не подаст отчет КИК? Глава совета директоров «Аксенова и партнеры» Елена Макеева взяла блиц-интервью у Даниила Гетманцева, главы комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. НВ Бизнес публикует ответы на пять вопросов, важных для украинского бизнеса.
1. Вы планируете переносить правила КИК до тех пор, пока не начнётся автоматический обмен информацией?
Нет, поскольку у нас нет жёсткой привязки к запуску автоматическим обменом информации, ведь за первые два года подачи отчетов по КИК не предусматривается штрафных санкций.
2. Когда, по вашим ожиданиям, заработает автоматический обмен информацией CRS? Какой это будет год? 2023 или 2024?
Для того, чтобы заработал CRS, необходимо сделать два шага:
1. присоединиться к международному соглашению (CRS Multilateral Competent Authority Agreement), и
2. внести изменения в законодательство и принять несколько подзаконных нормативно-правовых актов.
Для первогошага нет необходимости существенно менять законодательство. Мы ожидаем, что commitment Украине может быть предоставлен уже в 2021 году. Запланировано, что первый обмен произойдет в 2023 году за 2022 отчетный год.
Для второго шага необходимо существенно изменить некоторые правила НКУ. Глобальный форум в начале 2021 года провел анализ НКУ (речь идет о правилах о подаче отчетности по подотчетным счетам) и дал ряд рекомендаций. Министерство финансов сейчас получает техническую помощь от глобального форума в разработке необходимых изменений к Налоговому кодексу.
CRS будет имплементирован by reference. Этот способ предполагает, что законодательство будет содержать прямую ссылку на документ ОЭСР (собственно, на текст стандарта и комментарии). Соответствующую правку я уже подал в рамках законопроекта 5600. Подотчетные финансовые учреждения будут применять стандарт и комментарий к нему при проверке финансовых счетов. Министерство финансов выдаст руководство, в котором будут описаны особенности применения стандарта в Украине с учетом специфики рынка финансовых услуг и видов финансовых учреждений.
Глобальный форум также помогает с разработкой подзаконных актов. В них будут урегулированы отдельные вопросы применения стандарта финансовыми учреждениями. К примеру: что делать, если стандарт предусматривает опциональность в выборе подхода к проверке счетов; какие финансовые учреждения будут освобождены от подачи отчетности и другие.
Для того, чтобы украинские финансовые учреждения смогли подать первую отчетность за 2022 год, необходимо, чтобы изменения в Налоговый кодекс и подзаконные акты Минфина были приняты до конца 2021 года. В противном случае мы будем вынуждены отодвинуть первый отчетный период на полгода или на год. Минфин сейчас активно общается с Глобальным форумом и с его поддержкой разрабатывает необходимое законодательство.

3. Глобальный форум ОЭСР завершил первый этап проверки соблюдения Украиной стандарта обмена информацией по запросу. Какие замечания к Украине в отчете? Какую оценку Форума вы ожидаете получить уже в первом квартале 2022?
Основные замечания из отчета:
1. По срокам хранения налоговой, финансовой отчетности и первичных документов. В Украине основной срок — 3 года, а по стандарту — 5 лет. Это очень существенно нарушение, которое может повлиять на оценку.
Важно отметить, что 5 лет для хранения документов и отчетности — это золотой стандарт, которого придерживаются почти все страны-члены Глобального форума (это более 100 юрисдикций). Среди стран-участников форума, которые проходят или прошли проверку, требование о минимальном сроке хранения документов не обеспечивает только Украина, Азербайджан и РФ. Это значит, что когда наша налоговая делает запрос в другую страну, она может получить документы за пять лет. Но если мы получаем запрос от иностранного контролирующего органа, то сможем дать информацию только за три года. Это очень важное замечание, которое мы обязаны исправить через изменение законодательства. Важно: изменения будут касаться в первую очередь компаний, которые осуществляют ВЭД.
2. По раскрытию бенефициарных собственников юридических лиц и образований без статуса юридического лица. К Украине было замечание о том, что законодательство в части определения бенефициаров (контролеров) недостаточно четкое, в частности касательно иностранных партнерств и некоторых других организационно-правовых форм. Нечеткость может привести к неправильной интерпретации законодательства.
3. По раскрытию собственников и бенефициаров иностранных компаний и партнерств, у которых есть в Украине постоянные представительства. Украина не обеспечивает сбор этих данных, что противоречит стандарту.
4. В Украине все еще есть акционерные общества, которые не обездвижили акции в документарной форме.
Есть еще замечания, но они менее критичные.
Если Украина успеет исправить замечания до окончания второго этапа проверки, то это может повлиять на финальный рейтинг.
Относительно финального рейтинга, его мы сможем получить не ранее осени 2022 года. В первом или втором квартале 2022 года мы ожидаем проверку, потом Глобальный форум будет готовить отчет, что занимает несколько месяцев. Во время подготовки отчета страны, которые входят в группу проверяющих стран (peer review group jurisdictions) могут задавать вопросы и давать комментарии. Также, если к моменту подготовки отчета по второму этапу, мы сможем продемонстрировать прогресс в имплементации рекомендаций из предыдущего отчета, это все будет рассматриваться и оцениваться.
Поэтому сейчас сложно говорить о финальной оценке и обещать, что она обязательно будет Largely Compliant или выше. Многое зависит от практики ответов на запросы других стран в ГНС.
Я приведу пример. В отчете написали, что у нас законодательство АМЛ в части идентификации конечных бенефициаров недостаточно четкое. Мы можем либо исправить это, либо нет (к примеру, если не успеем принять изменения в законодательство). Если во время проверки на втором этапе будет выявлено, что в Украину поступали запросы о раскрытии конечных бенефициаров и Украина не ответила или не смогла ответить из-за нечеткого законодательства, то Глобальный форум, скорее всего, сделает вывод, что это существенное нарушение. При чем это нарушение не формальное, а оно влияет на практику ответов на запросы. В такой ситуации, оценка, вероятно, будет снижена.
Если же Украину ранее не просили дать информацию о бенефициарах, то наличие дефектов в законодательстве, существенно не повлияет на финальную оценку. Потому что недостаток в законе не повлиял на практику.
Если подытожить:
- Мы ждем второй этап проверки в первой половине 2022 года.
- Отчет и финальный рейтинг будет к осени 2022 года. Обещать, что оценка будет Largely Compliant, не может ни Минфин, ни Глобальный форум.
- До конца 2021 года мы планируем исправить нарушения, которые были обнаружены в первом отчете. Но так как некоторые из них требуют внести изменения в законы, данный срок только ориентировочный.
- Минфин сотрудничает с Глобальным форумом при разработке необходимого законодательства. Поэтому не стоит ждать, что в Украине появиться что-то такое, чего нет у других стран — участников Глобального форума. Это касается и отчетности. Мы не будем требовать отчетность от нерезидентов, которая не подается ними в других странах, в которых они ведут деятельность. Мы в данном вопросе скорее будем «догонять» другие страны из Глобального форума. Поэтому не стоит демонизировать Минфин/ парламент, который будет вынужден принимать законодательство для выполнения стандарта. Это наша обязанность как страны-участника Глобального форума.
4. Есть ли инструменты у налоговой как «ловить» тех, кто не подаст отчет КИК и, как следствие, не подаст годовую декларацию / не отобразит скорректированную прибыль КИК в нем (юрлица и физлица вместе)? Не подадут, потому как уверенны, что без автоматического обмена налоговая не узнает.
Безусловно без автоматического обмена налоговой будет не просто узнать о КИК, но в тоже время это нельзя назвать невозможным — ведь сейчас налоговые органы могут получать соответствующую информацию на основании запросов (Exchange of Information on Request, EOIR). Главной особенностью обмена по запросу является возможность обмена практически любой налогово-значимой информацией (единственным ограничителем может быть противоречие национальным законам и публичному порядку запрашиваемого государства). Этим обмен по запросу отличается, например, от автоматического обмена по стандарту CRS, в рамках которого в электронном формате передается строго ограниченный Стандартом перечень данных об иностранных финансовых счетах (и только о них). И для того чтобы поймать КИК, украинским налоговым органам могут пригодиться, например, открытые реестры бенефициаров.
На Европейском уровне о принятии повсеместных открытых реестров бенефициаров заговорили после принятия 20 мая 2015 года Forth EU Anti-Money Laundering Directive. Флагманом по введению стала Великобритания. В результате сегодня достаточно вбить название любой британской компании в Google — и первой же ссылкой выскочит страничка государственного реестра Великобритании с полной информацией по структуре, владельцам, отчетности.
Следом подтягиваются и остальные европейские юрисдикции.
В Нидерландах реестры бенефициаров вводятся с 10 января 2020 года (уже существующим компаниям нужно будет завести такие реестры до 10 июля 2021 года).
В Ирландии Центральный регистр на протяжении 5 месяцев будет принимать онлайн данные по бенефициарам начиная с 22 июня 2019 года, после чего будет сформирована открытая база данных.
За Европой следуют и подконтрольные территории (на данный момент в список заморских территорий Великобритании входят, в частности, Ангилья, Британские Виргинские острова, Бермудские острова, Каймановы острова, Багамские острова, острова Теркс и Кайкос и Гибралтар). На Виргинских островах введены реестры бенефициаров, но пока что они «открыты» только для правительственных органов Великобритании. Правительство Британских Виргинских островов уже заявило о своих обязательствах провести совместную работу с правительством Великобритании по созданию к 2023 году публично доступного реестра бенефициарных владельцев компаний в соответствии с международными стандартами и стандартами ЕС, в соответствии с Пятой директивой ЕС по противодействию отмыванию средств (AMLD5). Сейчас такая информация раскрывается по запросу финансовых органов других стран.
5. В чем отличие безналоговой ликвидации и добровольного декларирования (налоговая амнистия) — что кому выгодно?
Это немного разные инструменты. Налоговая амнистия предусматривает, что налогоплательщики получают право «очистить» свои активы, приобретенные за счет доходов, из которых ранее не были уплачены соответствующие налоги. Чтобы воспользоваться амнистией, необходимо добровольно подать одноразовую специальную декларацию и уплатить специальный сбор с суммы «амнистированных» доходов.
В то же время, безналоговая ликвидация предусматривает возможность для физических лиц ликвидировать свои иностранные компании в ограниченные законом строки (до 2022 г.) и получить ликвидационный доход без уплаты налога на доходы физических лиц в Украине (но с уплатой 1.5% военного сбора).
По сути мы ведем речь о разных видах доходов: с которых не уплачены налоги (амнистия) и с которых нужно уплатить налоги за 2021 и 2022 год (безналоговая ликвидация). Это просто две разные формы отчетности о доходах физических лиц с применением льготного налогообложения. Обе процедуры абсолютно добровольные, поэтому налогоплательщик может выбрать, что будет лучше для него в конкретной ситуации. Возможно использование одним и тем же лицом одновременно как «амнистии», так и «безналоговой ликвидации» по различным типам доходов.