Где искать дополнительные налоговые поступления, чтобы залатать бюджетные дыры после COVID-19

7 апреля 2020, 14:00

Украине нужен четкий план действий восстановления экономики, в том числе с помощью налоговой политики

Предложенные государствами фискальные стимулы в виде налоговых льгот и преференций для бизнеса, увеличение социальных выплат гражданам на период пандемии COVID-19 будут стоить государственным бюджетам огромных денег. И хотя МВФ для борьбы с коронавирусом и для помощи государствам готов привлечь весь свой резервный фонд, нужно признать — каждая страна, прежде всего, должна найти собственные механизмы компенсации бюджетных дефицитов.

Видео дня

Несмотря на то, что сегодня непосредственное внимание сосредоточено на сохранении производственного потенциала экономики, правительствам надо готовиться к тщательному балансу фискального стимулирования и фискальной консолидации, когда пандемия уменьшится, — отмечает ОЭСР в своих рекомендациях.

Простыми словами, государства должны:

  • сокращать дефицит бюджета из-за сокращения государственных расходов и/или из-за повышения налоговых доходов;
  • сокращать накопление государственного долга.

Именно поэтому уже сегодня нужно иметь четкий план действий восстановления экономики, в том числе с помощью налоговой политики.

Французский экономист Габриэль Зукман подсчитал, что в оффшорах содержится около 10% мирового ВВП, аналогичные оценки у американского National Bureau of Economic Research

Давайте вспомним уроки истории мирового финансового кризиса 2008−2009 годов. Тогда в Украине проблему поступлений в бюджет правительство решило благодаря увеличению акцизного налога. В то же время, развитые страны, такие как Испания, Франция, Великобритания, Ирландия, Латвия, Люксембург — предпочли увеличение налоговой нагрузки по принципу «богатый платит больше» и подняли максимальную ставку прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. Однако, со временем, последнее решение было признано малоэффективным, ведь увеличение налоговой нагрузки за счет повышения ставок или введения новых налогов не увеличивает реальные поступления в бюджет. Очевидно, сегодня надо искать другие механизмы.

Если ставки налогов увеличивать малоэффективно, тогда как повысить налоговые доходы бюджетов стран?

В октябре 2019 Исследовательский институт банка Credit Suisse опубликовал очередной отчет о всемирном богатстве 2019 года. По подсчетам института, в начале нового века в мире было 13,9 миллионов долларовых миллионеров, или 0,37% всего взрослого населения в мире. Тогда в 2000 году они коллективно владели $ 39,6 трлн или 34% общего мирового богатства.

В середине 2019 количество долларовых миллионеров составляло уже 46,8 млн или 0,92% взрослого населения в мире и коллективно они имеют в четыре раза больше — $158,3 млрд или 44% общего мирового богатства. Представьте себе, 1% самых богатых людей в мире принадлежит почти половина общего мирового достатка.

За последние 12 месяцев до середины 2019 года совокупное мировое богатство увеличилось на $9,1 трлн до $360,6 трлн, что составляет темпы прироста +2,6%. А деньги где? Какая часть мирового богатства скрыта в оффшорах?

Французский экономист Габриэль Зукман подсчитал, что в оффшорах содержится около 10% мирового ВВП, аналогичные оценки у американского National Bureau of Economic Research. Экономисты Boston Consulting Group считают, что по консервативным оценкам в оффшорах скрыто 11−13% мирового ВВП. По данным МВФ, на банковских счетах в оффшорных зонах находится $7 трлн, что эквивалентно 8% мирового ВВП. Вот это и есть большая рыба (big fish) для налоговиков.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Многие бизнесмены настолько обеспокоены вопросом, в каких оффшорах хранить деньги, что даже не следят за законами в своей стране проживания. Большинство развитых стран имеют четкие правила CFC — Controlled Foreign Company (КИК — Контролируемые Иностранные Компании), что является частью Плана действий BEPS (Шаг 3), призванного остановить искусственное размывание налоговой базы и выведение прибыли в низконалоговые юрисдикции.

Эти правила КИК существуют для того, чтобы иностранные компании не использовались с единственной целью — экономии налогов. Или другими словами, предотвратить искусственный перенос прибыли в другую юрисдикцию, чтобы избежать уплаты высоких налогов в своей стране.

Правила КИК в основном вводятся как механизмы борьбы с оффшорами или с пассивными «компаниями-оболочками» (mailbox, shell companies) с большой долей пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, арендные платежи и т. д.).

Хотя большинство развитых стран уже сегодня имеют законодательно установленные правила КИК, большинство из них используют альтернативные методы борьбы с оффшорами. К примеру, создают свои черные списки классических оффшорных юрисдикций с низкой ставкой налогообложения прибыли и устанавливают внутренние правила налогообложения хозяйственных операций с такими юрисдикциями. Или ужесточают требования к экономическому присутствию в этой стране. Правду сказать, эти методы не являются полноценными, а поэтому в ближайшей перспективе я вижу ужесточение правил КИК и их широкое использование как в развитых, так и в развивающихся странах. Кстати, законопроект 1210, который призван ввести правила КИК в Украине, до сих пор не подписан президентом Украины. Однако это вовсе не означает, что он не ко времени.

Скажу больше, по прогнозам исследовательского института банка Credit Suisse, глобальное мировое богатство вырастет на 27% в течение следующих пяти лет, достигнув $459 трлн до 2024 г. Как известно, финансовые активы больше всего страдают во время финансового кризиса и выздоравливают лучше в первые послекризисные годы.

Поэтому, пандемия коронавируса вместе с финансовым кризисом пройдет, а проблемы бюджетного дефицита останутся. Поэтому для государства будет чрезвычайно важно принять соответствующие законы и облагать налогами деньги, скрывающиеся в оффшорах, чем перекладывать налоговое бремя на плечи рядового гражданина, как это было в 2008 году с акцизами. Бизнесу следует строить свою оффшорную стратегию с учетом того, что государство с высокой долей вероятности будет вынуждено ввести КИК и облагать налогами иностранные доходы в Украине.

Показать ещё новости
Радіо NV
X