Пенсии второго уровня. Поможет ли реформа украинцам?

26 октября 2021, 09:00

Правительство планирует вскоре дать старт второму, накопительному уровню пенсионной реформы. Будет ли удачной пенсионная новация власти? Не останется ли все на уровне громких, но пустых реляций?

Якобы на первом этапе новация будет реализована, в том числе, за счет государства Кабмине разрабатывается механизм, при котором будут обеспечены взносы от работодателей в размере 1% ЕСВ без роста дополнительной нагрузки и добровольные взносы от работника с «софинансированием государства»).

Видео дня

Что препятствует апгрейду на второй уровень?

Внедрение второго уровня пенсионного обеспечения, с одной стороны, действительно перезрело. Пенсионный фонд находится в перманентном состоянии финансового дефицита, который в этом году составляет более 7 млрд гривен. Учреждение хронически дотационное, правительству приходится компенсировать эти средства из государственного бюджета, который также имеет предельный дефицит в 247 млрд грн. То есть украинцы, по сути, дважды дотируют Пенсионный фонд — из ЕСВ и с части своих налогов.

На этом фоне звучат прогнозы, что коэффициент замещения заработка пенсиями снизится к 2030 году до 18%, сейчас этот показатель составляет около 30%. То есть солидарные пенсии украинцев, и без того скудные, очевидно, снизятся еще вдвое. Добровольные пенсионные накопления, по статистике, имеют меньше миллиона человек — это около 9% от количества застрахованных наемных работников.

С другой стороны, пиар-продвижение правительством второго уровня пенсионной реформы почему-то построено на сплошном «хорроре». Чего стоят только одни «апокалиптические» видения министра финансов Украины Сергея Марченко о том, что через пару десятков лет украинцы вообще останутся без пенсии, если не накапливать на старость. Замечу, что при крайне низком доверии наших граждан к государственным органам пиар-сопровождение реформы, которое эксплуатирует исключительно фрейдистские чувство страха, а не рациональные аргументы, возымеет прямо противоположный эффект. А именно — недоверие к якобы очередной «афере» власти.

Вообще сегодня речь идет о планах провластного большинства в парламенте ввести такую схему пенсионного накопления второго уровня: из зарплаты работающего человека будет вычитываться, вероятно добровольно, 1% НДФЛ) плюс 1% «стимулирующего взноса» от государства, а также произойдет перераспределение 1% единого социального взноса. Эти 2% будут накапливаться на личных счетах будущих пенсионеров в государственном фонде второго пенсионного уровня, до достижения ими пенсионного возраста.

По замыслу публичная институция (единый для всех Государственный накопительный фонд), которую власти обещают создать, будет «приумножать» взносы, поручая их компаниям по управлению активами. А те уже станут инвестировать их в бизнес-проекты, или в ценные бумаги, или в какие-то новые механизмы инвестирования в строительство и тому подобное. И за счет этих доходов якобы будут увеличиваться средства на персональном счете гражданина, которые он сможет получить в будущем в качестве доплаты к «солидарной» пенсии.

К сожалению, все это хорошо выглядит только на бумаге. На практике же существуют значительные риски, которые могут девальвировать не только второй уровень пенсионной реформы в целом, но и средства, отчисленные и накопленные на государственном «депозите».

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Во-первых, 50% украинской экономики находится в тени. Вспомним, как первый вице-премьер-министр и министр экономики Алексей Любченко сетовал на то, что около 10 млн украинцев получают серые доходы, а 11 млн граждан вообще «не имеют» зарплат.

Далее: в Украине огромная нагрузка на фонд заработной платы — 41,5%, которая замораживает приемлемое экономическое развитие и стимулирует «тень». По этому показателю наша страна опережает значительное количество стран. Как минимум, треть отечественных компаний, оптимизируя налоги, выплачивает персоналу только минимальные зарплаты в 6 тыс. грн. Так из чего будут наполняться персональные пенсионные счета второго уровня?

Во-вторых, позиции по второму этапу пенсионной реформы весьма различаются у разных групп влияния внутри власти, из-за чего он может быть законсервирована на неопределенное время. Например, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев категорически против, чтобы отчисления второго уровня осуществлялись в рамках нынешних ставок налогообложения. Мол, людей нужно стимулировать, дабы они отрывали из своих «живых» средств какие-то суммы пенсионных накоплений, в условиях, когда у многих не хватает денег, даже чтобы дожить до зарплаты. Как по мне, подобный подход выглядит не только непродуктивно, но и утопично.

В-третьих, существуют серьезные сомнения в возможности эффективного «длинного» инвестирования средств накопительного пенсионного фонда компаниями по управлению активами, несмотря на огромные инфляционные и девальвационные риски. К сожалению, в Украине очень сложно защитить гривневые накопления, поэтому для надежных сбережений граждане преимущественно покупают наличные доллары или евро, реже — золото. Вообще, в контексте «приумножения» средств накопительного уровня доходность активов должна как минимум превышать на 2−3% показатели годовой инфляции. И в какие инструменты компании по управлению активами будут вкладывать пенсионные средства, если в нашей стране не существует фондового рынка, а глава правительства Денис Шмыгаль обещает, в лучшем случае, его внедрение только в 2024 году? Как в таких условиях можно надежно диверсифицировать риски?

И, в четвертых, вряд ли реформа второго уровня пенсионной системы будет успешной во время коронакризиса, стремительного падения ВВП и в целом, кризисных явлений в экономике. По аналогии: например, Фонд соцстрахования недавно сообщил о дефиците своего бюджета в 2,8 млрд грн по итогам августа: уменьшились доходы от ЕСВ, зато выросли выплаты в связи с коронавирусом. Тем более что существует негативный опыт ряда центральноевропейских стран, которые внедряли накопительный уровень пенсионной системы как раз накануне или во время глобального финансового кризиса 2008 года. Так, Хорватия, Словакия и Эстония вынуждены были вернуть часть взносов второго уровня в солидарные системы. Стоит ли Украине наступать на те же «грабли» во времена третьей волны пандемии и возможного очередного локдауна?

Есть ли альтернативы государственному пенсионному накоплению?

К большому сожалению, они в нашей стране предельно ограничены. К тому же, по данным недавнего исследования проекта USAID, из 61% опрошенных граждан, имеющих сбережения, 52% отметили, что хранят деньги, переведенные в доллары или евро, наличными дома. И только 12% держат средства на банковском депозите. Такое соотношение демонстрирует реальный уровень доверия украинцев к имеющимся в государстве финансовым инструментам инвестиций и сбережений.

На сегодняшний день существуют единичные опции отложить деньги «на старость». Например, есть опция сэкономить и вложить деньги в недвижимость. Горизонт окупаемости и выхода на прибыльность этой инвестиции за счет аренды составляет 10−15 лет. А дальше — сдача однокомнатной квартиры может прибавить к солидарной пенсии 6−12 тысяч гривен, в зависимости от региона.

Еще одной возможностью являются инвестиции в облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Доходность здесь выше, чем от банковских депозитов. Она может достигать 4−5% в валюте, а также до 12% в гривне. С другой стороны, нужно заплатить немало комиссий, а минимальный «порог входа» составляет от 100 тыс. гривен.

Существуют ли алгоритмы успеха для накопительного уровня?

Для того чтобы реформа стала успешной, необходимо:

  • Уменьшить как минимум в 1,5 раза нагрузку на зарплатные фонды предприятий и провести жесткую реформу дерегуляции бизнес-среды, обеспечив выход предпринимателей и зарплат из «тени»;
  • Внедрить отчисления пенсионных накоплений в пределах действующих налогов и сборов, при этом по одному проценту к накоплениям должны обеспечить государство и муниципалитеты (об этом, кстати, недавно говорила вице-президент Всемирного банка Анна Бьерде)
  • Необходимо обеспечить гарантию пенсионных накоплений второго уровня, создав государственное страховое учреждение по аналогии с Фондом гарантирования вкладов физических лиц (который будет наполняться из диверсифицированных взносов — частично государства, частично компании по управлению активами и т. д.);
  • Нужно на уровне профильного закона внедрить механизмы индексации пенсионных накоплений второго уровня в случае роста инфляции. Возможно, следует зафиксировать эти пенсионные вклады по курсу доллара США — а это застрахует граждан от потерь денег при стремительной девальвации гривни;
  • Провести реформу второго пенсионного уровня — не только после коронакризиса и, хотя бы возвращение экономики по крайней мере до показателей 2019 года, но и после создания Национальной биржи торговли капиталом и товарами (NEXT), когда граждане, профильные фонды и компании получат новые эффективные инструменты для инвестиций и сбережений.
Показать ещё новости
Радіо NV
X