Топливо для коррупции. Почему национализация активов олигархов на самом деле опасна для страны

13 ноября, 08:21
Эксклюзив НВ

На этой неделе произошло незаурядное событие, которое всколыхнуло бы довоенную Украину, но сейчас прошло почти незамеченным. Государство забрало пять крупных частных компаний: Укрнафта, Укртатнафта, АвтоКрАЗ, Запорожтранфсорматор и Мотор Сич.

Среди владельцев четырех из пяти компаний есть те, кого в медийном мире принято называть олигархами: Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов, Константин Жеваго, Александр Ярославский и Константин Григоришин. В прошлом, по крайней мере, часть этих компаний фигурировала в скандалах или расследованиях. Но является ли передача активов государству таблеткой от коррупции? Нет, к сожалению.

Видео дня

НВ уже подробно рассказывало, что производит конфискованная пятерка и чем она ценна.

Укрнафта добывает нефть для переработки на Кременчугском НПЗ (Укртатнафта) и газ. Профиль АвтоКрАЗа — большие грузовики, в том числе военного назначения. Запорожтрансформатор выпускает трансформаторное оборудование. Мотор Сич — известный в мире производитель двигателей для вертолетов, самолетов и крылатых ракет. Еще один вид ее номенклатуры — газоперекачивающие агрегаты, необходимые для украинской газотранспортной системы.

Все эти заводы необходимы для обороноспособности государства, подчеркивают во власти. В поддержку этого решения высказались президент Владимир Зеленский, глава СНБО Алексей Данилов, премьер Денис Шмигаль и министр обороны Алексей Резников, в ведомство которого оперативно передали все пять компаний. Будут ли возвращены эти активы после войны, из рассказа чиновников непонятно. Такая опция есть, равно как и компенсация стоимости, сказал Данилов.

В военное время не принято критиковать власть, но это решение вызвало неоднозначную реакцию среди бизнес-сообщества. Вопросов хватает: компенсации собственникам, расчет с миноритарными акционерами, возможные суды. Но едва ли не первое, почему в списке оказалась именно эта пятерка?

Показать ещё новости
Радіо НВ
X