Чем бизнесу заняться на карантине: три идеи от адвоката

31 марта 2020, 07:30

Как предпринимателям правильно использовать вынужденную «производственную паузу» и усилить свою защиту

Из-за общенационального карантина многие компании перевели своих сотрудников на домашний режим работы, закрыли или ограничили работу офисов, отказались от публичных мероприятий и командировок. Однако такую вынужденную паузу в производственном процессе можно и нужно использовать для усиления защиты бизнеса, ведь хаосом могут воспользоваться многочисленные недоброжелатели. Вот несколько простых, но эффективных советов, которые мы даем своим клиентам-предпринимателям.

Видео дня

Обновление политик в случае обысков и допросов

Хотя бизнес будет минимизировать свою активность на период карантина, правоохранительные органы пока не планируют отменять проведение следственных действий, работу следственных судей, которые рассматривают ходатайство об обысках, а также работу детективов и следователей, проводят допросы, никто официально не откладывал. Поэтому в любой момент компании, которые уже фигурируют или могут фигурировать в уголовном производстве, могут столкнуться с такими мерами.

Во время карантина закрытый офис или минимальное количество работников в нем могут стать «легкой добычей» для силовой группы Нацполиции или НАБУ. Поэтому для тех, кто чувствует себя в зоне риска первую очередь, компании, работающие с государственными заказами, экспортеры-импортеры в/из России, Беларуси, Казахстана и других постсоветских стран, а также ИТ-бизнес) следует обновить свои инструкции на случай обысков или допросов сотрудников, актуализировать контакты адвокатов и проверить порядок их работы во время карантина. Если же таких инструкций не было или у предприятия вообще нет договора с адвокатом — самое время об этом подумать.

Конечно, не стоит проводить «очные» учения по поведению во время обыска, но просмотреть несколько онлайн-курсов по этому вопросу сотрудникам не помешает.

Предупреждение рейдерской атаки

Общий хаос и суета — плодородная почва для злоумышленников, которые готовы переписать на себя вашу компанию или имущество по очередному поддельному решению суда или на основании постановления очередного «черного» нотариуса.

Особенно это актуально в преддверии весеннего сельскохозяйственного сезона для аграриев. Карантин — хорошая возможность еще раз упорядочить документы, пересмотреть перечень проблемных акционеров или партнеров по бизнесу, обновить систему мониторинга изменений в реестрах, чтобы не пропустить незаконное изменение прав собственности на землю, недвижимость или корпоративные права. Следует помнить, что рейдеры вряд ли будут соблюдать запрет правительства собираться более 200 человек и вполне могут провести в таком составе и фиктивное собрание акционеров, и физический захват активов.

Антирейдерская коллегия Минюста сама признает, что имеет большой вал обращений. Предсказать, на сколько увеличится поток жалоб во время кризиса (традиционного времени для передела собственности) сейчас вряд ли кто-то возьмется. Поэтому задача бизнеса — самостоятельно минимизировать возможные риски.

Инвентаризация систем физической защиты и ІТ-безопасности

Сомнительно, что найдется сегодня хотя бы небольшая кофейня, или тем более склад или офис, не оборудованные пожарной и охранной сигнализацией, кнопкой вызова охранной фирмы или другими средствами обеспечения физической безопасности. Однако когда последний раз вы проверяли их дееспособность? Можно ли сказать на 100%, что в случае, когда компания закроет свои производственные и торговые помещения на две-три недели, к ним безнаказанно не наведаются мародеры, потому что камера вдруг перестала работать или отошел провод датчика движения? Начало карантина — самое время провести проверку всего оборудования, освежить контакты пульта охраны и убедиться у бухгалтера, что услуги оплачены. Более того, возможно стоит рассмотреть вопрос перемещения архивов с документами в более надежное место, чем закрытый наглухо офис.

Вторая составляющая, о которой стоит позаботиться — ІТ-безопасность. Далеко не все предприниматели имеют резервные серверы или «облако» для хранения важной информации, надежно защищенные компьютерные сети и т. п. Как правило, больше этому уделяет внимание большой бизнес и предприятия, для которых ІТ-технологии — часть производственного процесса, хотя и их ІТ-безопасность тоже иногда прихрамывает. Что же касается малого и микробизнеса, то карантин — хорошее время для освоения облачных технологий, замены паролей и обновления программного обеспечения до уровня, который минимизирует риски внешнего вмешательства.

Проверка контрагентов

Вопрос, к которому могли «не доходить руки» в карантин, теперь может получить гораздо больше времени для решения. Наличие надежного поставщика, дистрибьютора, партнера, контрагента во время кризиса — один из важных залогов прохождения шторма с минимальными потерями.

Однако очевидно, что о своих внутренних проблемах люди и компании рассказывают в последнюю очередь. Карантин — это время, когда контрагенты будут просить вас об отсрочке платежей, ссылаясь на пандемию или мировой кризис как на форс-мажорные обстоятельства. Стоит ли здесь идти навстречу — решать следует в каждом отдельном случае (мы советуем подчистить дебиторскую задолженность и лучше минимизировать предоплаты, а также по максимуму собрать долги). Карантин — самое время «прогнать» своих бизнес-визави через системы мониторинга или оценки рисков. Просчитав заранее — насколько это вообще возможно — последствия сотрудничества. Задержки оплаты и поставки, дефицит определенных групп товаров, нарушенные логистические цепочки — лишь часть того вала проблем, которые ожидают бизнес во время кризиса. Однако знание хотя бы того, «с какой стороны прилетит» — уже существенно повысит уровень готовности к турбулентности по сравнению с другими.

Несмотря на относительную простоту таких мероприятий, многие предприниматели сегодня не ставят себе их в план обязательных активностей, заботясь преимущественно о текущих вызовах (как организовать дистанционную работу, договориться об отсрочке арендной платы или организовать альтернативные каналы поставки товаров). Однако «пробоины» в юридической защите, особенно в неспокойные времена кризиса, могут полностью нивелировать эти усилия. Поэтому пренебрегать ими не стоит.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X