Делают ли корпоративные программы по благополучию счастливее сотрудников и акционеров?

27 ноября 2020, 15:00

Почему экономия на развитии сотрудников во время кризиса приносит обратный эффект.

В любой нестабильной ситуации бизнес, как правило, начинает сокращать расходы. Обычно первыми под оптимизацию идут программы, связанные с заботой о персонале и его развитием, такие как обучение, тренинги и корпоративные мероприятия.

Видео дня

Парадоксальность ситуации в том, что за свою более чем 10-летнюю карьеру HR директора в крупнейших промышленных холдингах страны, я вижу прямо противоположную закономерность. Грамотная программа поддержки сотрудников, особенно в кризисное или тревожное время, экономит бизнесу намного больше, чем отказ от всех корпоративных «плюшек» вместе взятых.

Давайте разбираться. Есть базовые затраты на персонал, от которых невозможно отказаться. Кроме фонда оплаты труда, к ним относятся затраты на гарантированный социальный пакет, организацию рабочего места, рекрутинг и адаптацию персонала, увольнения и перемещения. И в долгосрочной перспективе выгоднее найти действенный инструмент, который позволит системно снизить базовые затраты и повысить производительность, чем просто одноразово отменить корпоратив или тренинг.

Как дорого обходятся работодателю больничные сотрудников на самом деле?

Одно из самых распространённых явлений среди сотрудников, влияние которого моментально отображается на финансовых показателях в краткосрочной и долгосрочной перспективе, это абсентеизм и презентеизм.

В обоих случаях опытный HR и CEO смогут подтвердить на цифрах, что сумма, которую теряет работодатель в результате ухода сотрудника на больничный или его номинального присутствия на рабочем месте, может составлять до 2−3 его зарплат за период отсутствия и непременно ведет к дополнительным расходам для бизнеса, а именно: компания вынуждена увеличить коэффициент подмены, то есть либо повысить квалификацию (а затраты на обучение уже попали под нож) и тем самым сделать возможной взаимозаменяемость персонала, либо увеличить штат (тратим не только на оплату больничных, но и на рекрутмент, адаптацию и заработную плату подменного персонала).

Финансовые потери будут еще выше, если на больничный уходит сотрудник, занимающий мультифункциональную позицию. В компаниях, где один человек выполняет два и более функции, его отсутствие будет дорого обходиться работодателю и может стать серьезным ударом по бизнесу.

С презентеизмом, т. е. с недостаточной включенностью сотрудника в рабочий процесс, также можно работать. Существует две основные группы методов — правильная система мотивации, которая четко определяет драйверы профессии (за что именно мы хотим платить сотруднику деньги), и вторая — организация благополучия сотрудника, т. е. максимально благоприятной среды, позволяющей сконцентрироваться на работе, а не на решении своих личных проблем.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Как контролировать рост фонда заработной платы?

Большинство HR специалистов подтверждают: сотрудники крайне редко довольны уровнем своей зарплаты на 100%. Подавляющая часть полагает, что им должны платить больше. Результатом хронической неудовлетворенности часто является уход сотрудника из компании. Для работодателя это влечет дополнительные затраты на увольнение, рекрутмент и адаптацию.

С одной стороны, стремиться зарабатывать больше — это нормально и естественно. Но, с другой, опытный HR безошибочно укажет на очередной парадокс. Даже обладатель высокой зарплаты, которой достаточно для поддержания высокого уровня жизни, чувствует финансовые страхи: 1) потерять финансовое благополучие в будущем; 2) перспектива бедной старости; 3) в силу неспособности оплатить обучение детей, помочь родителям и выполнить прочие семейные и социальные обязанности. И, как результат, сотрудники бросаются в гонку за еще более высокими заработками.

Глубокие интервью с сотрудниками показывают, что корень проблемы кроется часто не в том, что заработная плата мала, а скорее в том, что ее не хватает. И хотя сотрудник видит прямую зависимость между суммой компенсации и ощущением хватает\не хватает, на самом деле проблема кроется в низкой финансовой грамотности и неумении управлять личными финансами. Из этого можно сделать вывод: научив сотрудников эффективнее распоряжаться деньгами, работодателю проще управлять ростом фонда заработной платы.

Таким образом, на самом деле самые высокие затраты работодателя связаны именно с базовыми затратами на персонал и для повышения доходности бизнеса и его акционеров сосредоточиться стоит именно на контроле и эффективном управлении ними.

Корпоративное благополучие — довольны все

Сегодня дальновидные организации и компании внедряют программы корпоративного благополучия, стремясь повысить уровень удовлетворенности своих команд, а заодно и доходность бизнеса. Положительный эффект таких программ в том, что они способны снизить базовые затраты на персонал в течение продолжительного времени, повышая при этом КПД сотрудников.

Когда сотрудники здоровы и довольны своей жизнью в целом, растет их эффективность. Это выполненные КПЭ, закрытые в срок проекты, высокие продажи. Благополучные сотрудники — меньше больничных дней, меньше увольнений, ниже затраты на рекрутинг и адаптацию персонала.

Именно поэтому корпоративное благополучие (Wellbeing) стало одним из главных трендов трансформации системы управления персоналом и предполагает внедрение программ, поддерживающих сотрудников в заботе о своем физическом, ментальном, финансовом и социальном благополучии.

Так ли все легко на практике?

Все программы и инструменты веллбиинга в теории звучат отлично и многообещающе. Но насколько они эффективны в реальных условиях? Расскажу о некоторых результатах, которых мы добились в нашей компании с внедрением программ корпоративного благополучия.

Физическое благополучие. Мы приняли решение внедрить программу для продвижения здорового образа жизни, которая состоит из трех направлений: здоровый сон, дневная норма пройденных шагов и правильное питание. Параллельно, в качестве поддержки программы, компания разрабатывает в своих столовых «здоровое меню». Все наши опасения насчет того, как люди отнесутся к изменениям в меню, введению новых блюд, которые не соответствуют их пищевым привычкам, сформированным годами, оказались напрасными. Выборочные анкетирования сотрудников, обедающих в столовых, показали их открытость таким изменениям, поэтому в ближайшее время запланировано обновление меню. Результаты анкетирования показали, что сотрудники стали осознанней и готовы работать над своим здоровьем, готовы к отказу от сформированных привычек в пользу хорошего самочувствия.

В рамках этой же программы был проведен опрос о вакцинации от гриппа в преддверии осенне-зимнего периода. Два вопроса из этой анкеты, «Делали ли вы когда-либо такую вакцину?» и «Будете ли вы ее делать сейчас?», очень хорошо отобразили изменение отношения сотрудников к своему здоровью. Результаты были такими: более 90% сотрудников никогда в жизни не делали подобные вакцинации, и более 70% сказали, что сейчас они хотят ее сделать. Это свидетельство более осознанного отношения к себе. Такие результаты являются отличными показателями успешности веллбиинг программ.

Финансовое благополучие. Запуская программу финансовой грамотности для сотрудников, мы хотим помочь им грамотно управлять личными финансами, получить базовые навыкам инвестирования, накопления финансовых ресурсов и их защиты. Мы видим, что эти знания способствуют спокойному эмоциональному состоянию людей и нейтрализации страха не справиться со своими финансовыми обязательствами. В итоге стресс от постоянного ожидания финансового провала у сотрудников снижается, и им уже не нужно уходить в другую компанию только из-за денег. Например, если компания-конкурент предложит сотруднику зарплату даже на 30% больше, вероятность того, что сотрудник поменяет комфортное, безопасное и перспективное окружение на деньги, уменьшается в разы. В то время как в компаниях, где не заботятся о благосостоянии сотрудников, люди склонны менять работу даже ради повышения зарплаты в 5%.

Для тех, кто сомневается: развитие технологий достигло сегодня невероятно высокого уровня, но и доступны сегодня технологии практически всем. Единственное, что отличает компании друг от друга и делит их на успешных и провальных — это человек. Железо, программы — они везде одинаковы, а люди везде разные. Даже на технологических производственных площадках тот человек, который нажимает на кнопку, крутит движок, следит за показателями или стоит возле конвейера, может быть либо частью успеха компании, либо причиной травмы, аварии или краха всего бизнеса. Поэтому совершенствуя культуру и осознанность сотрудников, компания получает ресурс, который в разы ценнее, чем любые современные технологии.

Показать ещё новости
Радіо NV
X