Мотор Сич. Торговая война переместилась в Украину
Наши чиновники должны думать, как получить от ситуации максимальную выгоду для государства и для отрасли
Едва ли не впервые в истории Украины ее высокими технологиями заинтересовались китайцы. Так сильно заинтересовались, что это смутило американцев. И это превосходно, не правда ли?
Наша авиационная отрасль дышит на ладан уже несколько десятилетий, и единственное предприятие, каким-то чудом выжившее и развивающееся в этой области, — это частное Мотор Сич. Но оно долго не может жить в условиях, когда их разработки и технологии не нужны нашему авиапрому и нашему правительству, тем более когда основной и традиционный рынок сбыта их продукции — Россия — становится все менее доступным.
Очевидно, сотрудничество между Мотор Сич и российскими авиационными холдингами не прекратилась после 2014 года. Это можно увидеть, например, в годовых отчетах холдинга Вертолеты России, который до 2017 года раскрывал суммы предоплат за заказанную продукцию. Так, предоплаты вертолетов в пользу Мотор Сич составляли 60, 29 и 10 млн долларов на конец 2014, 2015 и 2016, соответственно (начиная с 2017 года эти данные официально засекретили). Другой производитель двигателей для вертолетов — Климов — в 2015 году признавал, что их наиболее ходовые двигатели для вертолетов (ВК-2500 отличаются от моторсичевских ТВ3−117- […] примерно так, как Lada Largus отличается от Dacia Logan MCV) примерно на 50% состоят из украинских деталей.
Но так же очевидно, что поставки украинских двигателей в Россию не являются перспективными, и рано или поздно это прекратится.
И это огромное достижение, что Богуслаев нашел возможность применить украинские авиационные технологии за пределами России. Бизнесмен и фанат своего дела он сделал все правильно. Наши спецслужбы полагают, что это может чем-то там угрожать Украине как государству. Чем угрожать — я не совсем понимаю. Если сотрудничество Мотор Сичи с китайцами может потенциально нести риски для компании и государства (как утверждает господин Болтон), то прекращение такого сотрудничества будет нести не просто риски, а угрозу упадка предприятия.
Зато наши чиновники должны подумать, как получить из этой ситуации максимальную выгоду для государства и для отрасли:
— Если те двигатели и технологии так нужны китайцам, то продать их вместе с Мотор Сич, но не за 100 млн долларов для бюджета, а за миллиард-два (то, что американцы так обеспокоены продажей — хороший повод передоговариваться с китайцами по цене).
— Если американцы так не хотят этого соглашения — то надо с ними говорить об адекватных, выгодных для украинской стороны альтернативах. Новые крупные контракты.