Профилактика мошенничества: COVID-19 edition

3 сентября 2020, 12:45

Что следует делать, чтобы сотрудники не подбросили вам проблем и убытков во время карантина

Карантин застал бизнес врасплох. Начиная с марта, у предпринимателей появились новые вызовы. Одна часть бизнес-структур была вынуждена закрыться совсем, другая — пыталась налаживать процессы для удаленной работы сотрудников. Низкий уровень спроса на услуги и товар заставил владельцев идти на беспрецедентные меры — отправлять работников в отпуск за свой счет или сокращать заработной плате.

Видео дня

Иногда даже самый преданный на первый взгляд сотрудник может остаться в обиде на бывшего работодателя. И, как следствие, развернуть мошеннические действия в отношении бизнеса. Да, именно мошеннические действия, направленные изнутри предприятия.

Мошенничество на предприятии состоит из следующих категорий — триады:

1. Мотив:

— финансовые потребности

— жадность

— причины, связанные с работой (недооценка, непредоставление обещанного)

2. Оправдание:

— «я заслуживаю большего/компания мне должна»

— «я решу свои текущие проблемы и все верну»

3. Благоприятные возможности:

— неэффективный внутренний и внешний контроль

— низкая трудовая дисциплина

Для того, чтобы выжить в карантинное время, бизнес начал подстраиваться и вводить новые правила ведения трудовой деятельности. Но, одновременно, владельцы бизнеса создают прямые предпосылки для мошенничества со стороны работников. Объясню, почему.

Во-первых, возникает повод для совершения противоправных действий. В данном случае это финансовые потребности (из-за отпуска и/или из-за сокращения заработной платы). Оправдание также стандартное и заученное как мантра: «Компания мне задолжала, поскольку я работаю дома, а мне еще и заработную плату сокращают». А теперь давайте честно. Согласитесь, говорить об эффективном контроле во время карантина вообще довольно трудно.

Таким образом, сочетание всех названных выше компонентов любого работника провоцируют на кражу. Однако как же защитить бизнес от таких действий? Ответ прост: полностью обезопасить невозможно. Но существуют меры, которые позволят минимизировать риск дополнительных потерь и так в непростой финансовый время для компании:

  • Наладить четкий контроль за движением наличных в компании, а еще лучше исключить наличную форму и автоматизировать безналичный движение средств.
  • Проводить профилактические беседы с работниками. В данном случае речь идет не о «дать нагоняя», а о выяснении того, нравятся ли условия труда, понимают ли они почему компания вынуждена идти на определенные сокращения выплат, о том, что после налаживания процессов ситуация для всех получится не прежний уровень и еще будет лучше и т. д. Также, мотивационная политика никогда не была лишней.
  • Система внутреннего контроля также является важной мерой для предупреждения мошенничества. Следует отметить, что наличие внутренней службы безопасности на предприятии не означает полную защищенность от недобросовестных действий работников. Часто служба внутренней безопасности или работает неэффективно, или работает в соучастии с ворами. Или же проведение внутреннего расследования независимыми лицами.

Напоследок следует указать, что бояться выявления мошенничества на предприятии не стоит. Ведь работник, который удачно смог обокрасть компанию (даже если это незначительная сумма), будет только наращивать свои аппетиты. А то и вообще наладит целую схему, собрав команду единомышленников. Поэтому лучше выявить проблему на ранних этапах, чтобы не получилось так, что компания пережила карантин, но не выдержала внутренние недобросовестные действия.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Показать ещё новости
Радіо NV
X