Спор за Киевский торт

0 комментировать

В современной высококонкурентной среде выигрывает тот производитель, чей товар имеет более раскрученный бренд.

В связи с этим, производители, бренды которых широкоизвестны, постоянно сталкиваются с подделками их торговых марок и вынуждены защищаться. Хотя данный вопрос и уходит корнями в глубокое средневековье, на сегодняшний день единственного рецепта по защите бренда не существует и каждая ситуация достаточно уникальна и может быть решена только с учетом конкретных обстоятельств. Хотя определенные рецепты по защите бренда все-таки выработаны.

Так, в средневековой Венеции, чтобы стимулировать мастеров, производящих дорогостоящее муранское стекло, им предоставляли земельные участки и выдавали кредиты на выгодных условиях. Существенные темпы экономического развития и усиление конкуренции обусловило возрастание ценности торговых марок как одного из инструментов увеличения объемов продаж и увеличения прибыли. Первыми зарегистрированными знаками для товаров и услуг (торговыми марками) считаются "Красный треугольник "Бесс", зарегистрированный в Англии еще в 1876 году, и "IVORY", зарегистрированный компанией Проктер&Гембл для мыла, изготавливавшегося до этого в кустарных условиях. Маркировка товаров торговыми марками преследовала цель подтвердить, что товар изготовлен с соблюдением установленных правил и прошел контроль соответствующей цеховой корпорации.

Кроме того, наличие на товаре торговой марки обозначало, что он изготовлен конкретным производителем и выделяло его из общей массы однородных товаров, обеспечивая потребителю возможность выбрать более качественный товар, а производителю защититься от подделок. Королевские привилегии на использование торговых марок выдавались производителям на определенный срок, с тем, чтобы по истечении такого срока остальные производители могли производить аналогичную продукцию и тем самым развивать экономику. Однако, если производитель и его товар были экономически успешными, власть могла разрешить продление срока использования торговой марки.

За последние несколько сотен лет принципы правовой охраны и защиты прав на торговые марки изменились не так уж и значительно. Так, в соответствии с нормами украинского законодательства торговая марка охраняется с момента подачи заявки на ее регистрацию или заявления приоритета, а срок ее охраны законодательно ограничен десятью годами с возможностью продления такого срока неограниченное количество раз. При этом, у правообладателя торговой марки есть полномочия использовать бренд, разрешать его использование другим лицам и запрещать его использование. Однако, если до регистрации торговой марки кто-либо добросовестно начнет использовать обозначение, которое будет зарегистрировано как торговая марка, у такого пользователя возникнет так называемое право преждепользования и факт регистрации торговой марки полномочий такого лица не прекратит. Обычно взаимоотношения между собственником торговой марки и лицом, имеющим право преждепользования, регулируются заключенными между ними договорами, в которых и определяется судьба использования торговой марки.

Правда, успешность торговой марки может сыграть с ее правообладателем еще одну злую шутку, поскольку такой знак может утратить различительную способность и стать общеупотребимым. Так, например, ксерокс, зарегистрированный когда-то как торговая марка компании Xerox, стал общеупотребимым обозначением копировальной техники. Такая же история была с эскалатором, лифтом и рядом других знаков, которые когда-то кому-то принадлежали. В связи с этим, одним из способов защиты прав производителя может стать судебный спор о признании обозначения, зарегистрированного конкурентом как торговая марка, не подлежащим правовой охране.

Тем не менее, если благодаря грамотной маркетинговой политике производителя, ему удалось сформировать у потребителя его товаров устойчивую ассоциацию товара с конкретным производителем, существует механизм защиты от утраты торговой маркой различительной способности. Таким механизмом является признание знака (торговой марки) общеизвестным. В Украине полномочия по признанию знака общеизвестным есть у Апелляционной Палаты Укрпатента, которая, исходя из доказательств наличия четкой ассоциации между брендом и производителем, может установить общеизвестность знака. Доказательствами общеизвестности торговой марки могут быть результаты социологических исследований и опросов, активные маркетинговые действия производителя в виде различных публикаций, видеофильмов, наград и т. п.

При этом, если торговая марка признана общеизвестной, то ее правообладателю уже не столь важна дата ее регистрации, поскольку права на общеизвестную торговую марку охраняются с момента приобретения ею той самой общеизвестности.

В данном аспекте весьма любопытными представляются споры между кондитерской фабрикой Roshen и различными производителями (Беллария, Киевхлеб и т.п.) относительно прав на кондитерскую продукцию (торты "Золотой ключик", "Киевский торт" и другие). Например, учитывая, что "Киевский торт" изготавливается уже более полувека, можно было бы говорить о том, что данная торговая марка утратила свою различительную способность и не может принадлежать одному конкретному правообладателю. Тем не менее, учитывая, что кондитерская фабрика Roshen активно занималась и занимается продвижением своей продукции на украинском и зарубежных рынках, торговая марка "Киевский торт" приобрела устойчивую ассоциацию у потребителя именно с кондитерской фабрикой Roshen и Апелляционная палата Укрпатента признала данную торговую марку общеизвестной с 24.08.1991 года.

Полагаю, что благодаря этому Roshen сможет защитить в судах свои права на торговую марку "Киевский торт", доказав свое монопольное право на использование данного обозначения. Так и в других спорах, которые ведутся Roshen по защите своей кондитерской продукции можно проследить тенденцию к существованию устойчивой ассоциации товара с производителем, что и позволяет эффективному производителю защищать его продукцию. Иными словами, устойчивая связь между аббревиатурой BMW и автомобилями, производимыми данной компанией, не позволяет Запорожскому автомобильному заводу производить автомобили BMW просто потому, что директору завода так захочется.

Мы в 2020 году. Как изменится Украина?

В четверг, 15 ноября, состоится финальная лекция НВ из цикла "Украина 2020. Что ждет страну".

Что можем сделать мы, чтобы Украина наконец стала успешной страной?

Прийти на лекцию
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: