Сколько программистов нужно, чтобы запустить финтех

26 ноября 2021, 09:08

Мода на финтех в банкинге дошла до предела. Доказательством тому стала одна недавняя отраслевая конференция, по итогам которой я бы вполне мог впасть в депрессию.

Оказалось, что главным мерилом инновационности финучреждений в Украине является штат айтишников. Чем больше программистов в банке, тем круче проект. Счет идет на сотни. А в особенно крупных розничных финучреждениях может достигать и тысячи.

Видео дня

Я, руководитель небольшого банка со штатом программистов в полтора десятка сотрудников, на общем фоне выглядел не очень инновационно. Но так ли на самом деле важно, сколько айтишников в штате?

Любовь к монополиям

В действительности очень многие громкие глобальные проекты начинались отнюдь не с найма сотни «кодеров». Google и Facebook обязаны своим успехом всего паре энтузиастов. В Amazon на момент запуска в 1995 году работало 5 человек, не считая самого Безоса. И это нисколько не помешало этим финтех-стартапам стать глобальными игроками с многомиллиардной капитализацией.

Есть и обратные примеры. Например, запуск той же Google собственной социальной сети обернулся полным провалом. Проект в результате был свернут. Не помогли ни безграничные ресурсы, ни бесконечный штат лучших в мире программистов. То есть, похоже, дело не в количестве айтишников. И даже не совсем в их качестве.

Одна из ключевых проблем крупных компаний, в том числе и в сегменте финтех, кроется в значительной монополизации рынка. Достигая определенного размера, развитие замедляется. Это связано, в том числе, с чрезмерно раздутым штатом, бюрократизацией всех процессов. Идеям очень трудно формироватьcя в такой среде. Еще сложнее довести их до реализации. Потому многие западные IT-корпорации и уделяют так много внимания созданию атмосферы, которая хотя бы частично нивелировала проблему. Все эти пуфики, настольный футбол и PlayStation вовсе не дань моде, а лишь способ оставить хоть какое-то пространство, свободное от бюрократии и бесконечных отчетов.

Но вряд ли бесплатный кофе может заменить настоящую атмосферу драйва, которая присуща только стартапам — когда один-два энтузиаста, безусловных профессионала, берутся за решение задачи, которую до них не смогла решить ни одна корпорация. Это означает, что даже в условиях самой жесткой конкуренции всегда есть место для идеи.

Все внутри

Еще один побочный эффект монополии — страх потерять удобное и выгодное положение на рынке. Мало того, что такой подход провоцирует множество ненужных действий, он приводит к нерациональному расходованию ресурсов. И лишает компанию возможности пользоваться уже существующими на рынке решениями.

Сейчас мы параллельно работаем над запуском сразу нескольких проектов. Я отлично знаю, что в схожем направлении двигаемся не мы одни: тенденции на рынке очевидны многим. И, конечно, нам нечего даже пробовать соревноваться ресурсами с монстрами украинского финтех-рынка. Но я и не ставлю такой задачи, ведь есть совсем другой подход.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Зачем создавать с нуля платежную инфраструктуру, если можно воспользоваться существующей? Нет никакой необходимости нанимать три десятка программистов, чтобы написать мобильное приложение. Все это уже есть. Чуть хуже в чем-то одном, чуть лучше — в чем-то другом. Но есть. Можно покупать то, что уже существует и улучшать его. В результате проект, на запуск которого могло бы уйти пару лет, мы запускаем за 4 месяца. Фактически с нуля.

Могут ли такую стратегию использовать лидеры рынка? Только теоретически. На деле находится тысяча и одна причина, почему такой вариант категорически невозможен. Безопасность, промышленный шпионаж, конкуренты, которые тут же скопируют идею, воспользовавшись ровно таким же готовым решением. Список можно продолжать. В результате система замыкается внутри самой себя, останавливается в развитии. Отторгает все новое. Наверное, чтобы преодолеть это сопротивление, ей и нужны все эти сотни программистов.

Вместе проще

В своем недавнем посте Олег Гороховский, сооснователь monobank, намекнул, что не прочь бы объединиться с Rozetka, чтобы составить достойную конкуренцию казахскому монополисту Kaspi.kz. Таким образом он прокомментировал слухи о возможной продаже крупнейшего онлайн-маркетплейса страны казахским инвесторам. Последние явно хотят построить в Украине копию своего SuperApp, пользователями которого являются 6 из 10 граждан Казахстана.

Конечно, это очень смелое предложение. Лично я не очень верю в возможность такой коллаборации. Просто потому, что в своих сегментах оба игрока сами являются монополистами. Но идея заслуживает внимания.

Технологии очень быстро меняют мир и экономику. То, что работало еще 20 лет назад, сегодня абсолютно нежизнеспособно. А новое требует ресурсов и, что главное, энтузиазма. Его почти нет у крупных компаний, но с избытком найдется у стартапов.

Проблема в том, что втиснуться на монополизированный рынок таким вот энтузиастам невероятно сложно. И едва ли не единственный способ дать идее возможность жизнь, побороть монстров — объединить усилия. С такими же, как ты сам или с кем-то покрупнее — не столь важно. Главное дать идее шанс. А сделать это вместе намного проще, чем по одному. В конце концов, «плюс» один соратник означает «минус» один конкурент.

Показать ещё новости
Радіо NV
X