Финансовое влияние на изменение климата. Что стоит делать центральным банкам?
Решение проблемы изменения климата все больше выходит на первый план среди глобальных проблем, которые должно решать человечество. И времени на это остается все меньше.
Для торможения глобального потепления необходимо как минимум два основных условия: глобальное сотрудничество и огромные финансовые ресурсы. Парижское соглашение 2015 года только обозначило контуры возможного сотрудничества. Были согласованы основные количественные параметры желаемого сценария торможения, в частности уменьшение темпов потепления до не больше чем на 2 градуса по Цельсию до 2030 года. Был утвержден рамочный план действий по трансформации экономической деятельности, внедрению новых технологий, инноваций, изменению потребительского поведения, а также массивным инвестициям в низко-эмиссионную инфраструктуру, транспорт и производство, которое подписали 196 стран-участников соглашения.
Но следующие пять лет продемонстрировали неудовлетворительную реализацию плана и значительное отклонение от запланированного сценария.
Причинами были:
- Отсутствие договоренностей о распределении расходов и возможных выгод между странами;
- Относительно короткие политические электоральные циклы, которые ограничивают способность к долгосрочным эффективным договоренностям между всеми странами относительно совместных действий;
- Не все страны потенциально будут иметь потери от потепления и будут также иметь определенные экономические преимущества на первых этапах;
- Отсутствие общепризнанного всеми критерия относительно вклада каждой страны.
Проблема в дополнительном финансировании при бюджетных ограничениях является основным камнем преткновения. Огромные финансовые ресурсы должны быть перенаправлены от борьбы с бедностью, эпидемиями, болезнями и голодом в мире.
Существует консенсус, что прекращение глобального потепления должно трактоваться как общественный продукт, поэтому роль правительств является решающей в смягчении изменения климата. Частный сектор самостоятельно не может решить эту проблему. Поэтому Правительства как отдельных стран, так и в случае договоренности, глобально, должны применять фискальные инструменты и стимулы для торможения потепления. Среди них — налоги на ограничение выбросов и субсидии на стимулы уменьшения (ценовая политика воздействия на выбросы является основным орудием), правительственные расходы и инвестиции, государственные гарантии и тому подобное.
Глобальная регуляторная политика также является второй определяющей составляющей решения проблемы. Основными направлениями реализации здесь являются:
- введение глобальных стандартов по выбросам углерода;
- фокус на развитие низкоуглеродной промышленности и замещении путем стимулов для R&D «зеленых» технологий;
- создание Фонда развития с фокусом на «зеленую» экономику;
- повышение роли Всемирного банка, ЕБРР и региональных банков развития в финансировании низкоуглеродных проектов.
И хотя роль фискальных инструментов и регуляторных мер считается определяющей, свою существенную лепту в решение проблемы могут внести и финансовые регуляторы.

Центральные банки мира все больше признают проблему потепления как фактор в реализации монетарной политики и обеспечении финансовой стабильности. Изменение климата все больше влияет на экономический рост, инфляцию, и финансовую стабильность, и поэтому центральные банки должны реализовывать два направления изменений в традиционной деятельности.
Во-первых, учитывать фактор изменения климата в разработке и реализации стратегии монетарной политики, собственных прогнозах, или предотвращении финансовой нестабильности.
Во-вторых, использовать собственное влияние на финансовый сектор с целью торможения глобального потепления.
Относительно реализации первого направления здесь можно выделить:
- Переоценку уровня равновесия экономики — а именно уровня потенциального ВВП, соответствующей нейтральной ставки политики
и т. д. , с учетом динамики изменения климата; - Учет рисков изменения климата, которые напрямую связаны с финансовыми рисками;
- Включение влияния изменения климата на макроэкономические показатели (инфляция, выпуск, безработица потребление, инвестиции, экспорт, импорт) в собственных моделях;
- Интенсификацию исследований относительно того, как стратегия монетарной политики должна эволюционировать при изменениях климата (цели, горизонт политики для возврата к цели, степень гибкости в стратегии
и т. д. ); - Расширение и усиление коммуникационной политики с объяснением влияния изменений климата на прогнозы и результаты монетарной политики.
Что касается второго направления, а именно более активного вклада в торможение изменения климата, здесь можно отметить следующие аспекты:
- перераспределение балансов центральных банков между секторами экономики в пользу активов в низкоуглеродной экономике;
- использования «зелено-поддерживающих» и «коричнево-штрафных» факторов в требованиях к капиталу банков;
- рассмотрение возможности создания мирового «углеродного» банка;
- активная позиция центральных банков в переоценке залогов, а именно активов низкоуглеродной экономики, которые должны стать составной частью системы оценок залогов и критериев ESG и соответственно иметь ceteris paribus большую относительную рыночную цену по сравнению с активами интенсивно-углеродных бизнесов;
- программы количественного смягчения (в случае их необходимости) должны быть откалиброваны в пользу покупки низкоуглеродистых активов.
Важной составляющей является прозрачность и подотчетность всех субъектов экономической деятельности. Открытие бизнесом полных данных собственной деятельности, которая влияет на изменение климата, а также создание единой системы данных (карта рисков изменения климата) и соответствующей переоценки активов бизнеса и банков, сделает финансовое влияние на изменение климата более эффективным.