Евросоюз в ожидании нового интернет-законодательства. Как оно отразится на Украине?

9 декабря 2020, 14:30

На этой неделе Европейская комиссия планирует обнародовать Акт о цифровых услугах (Digital Services Act — DSA), демонстрирующий стремление ЕС унифицировать регулирование цифровых сервисов.

Насколько можно судить из ранее опубликованных проектов DSA, этот без преувеличения исторический документ охватывает все составляющие критически важной сферы — от новых медиа и интернет-рекламы до противодействия терроризму. DSA заменит Директиву об электронной торговле, которая действует уже 20 лет и не отвечает требованиям времени.

Видео дня

О том, что финальный вариант Digital Services Act уже готов и прошел все согласования, заявила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, открывая 2 декабря лиссабонский Web Summit (который в этом году проводился онлайн).

Во время своего выступления президент Еврокомиссии высказала несколько важных ремарок, которые в условиях глобального мира вскоре коснутся, в том числе, украинского рынка и компаний из Украины.

Прежде всего госпожа фон дер Ляйен уточнила, что Digital Services Act выводит Европейский Союз на позицию мирового лидера в области онлайн-управления модерацией контента, а также в вопросах честной конкуренции применительно к цифровым сервисам. Действительно, настолько детального свода правил, касающегося регулирования упомянутых вопросов, до настоящего момента еще не было предложено ни одной страной мира. Логично предположить, что другие страны вскоре начнут заимствовать опыт ЕС и адаптировать основные положения DSA в рамках своих правовых систем — и Украина не будет исключением.

Документы, из которых состоит DSA, не являются юридически обязывающими, но определяют позицию Европарламента о том, какими должны быть требования ко всем участникам цифрового пространства. Это фактически настоятельные рекомендации в отношении того, как должна выстраиваться законодательная база стран-членов ЕС по обозначенному вопросу.

Еще раз подчеркну, что DSA охватывает два основных направления. Первый набор правил посвящен честной конкуренции, ведь сейчас на европейском рынке (да и вообще в мире) доминируют несколько крупных компаний, в частности Google, Facebook, Apple, Amazon. Второй набор правил касается ответственности поставщиков цифровых услуг — в том числе и за контент, публикуемый пользователями. Здесь речь идет о балансе между безопасным интернетом и защитой свободы слова.

Комментируя вопросы честной конкуренции, госпожа фон дер Ляйен подчеркнула, что DSA по сути переписал свод правил цифрового рынка таким образом, что у небольших стартапов появились адекватные возможности для честной конкуренции с крупными платформами. Благодаря тому, что европейский МСБ теперь будет идти лицом к лицу с крупными технологиями, Европейский Союз уже в ближайшее время получит более конкурентный цифровой рынок.

Любопытно, что интернет-гиганты не возражают против такой постановки вопроса. Ранее CEO Facebook Марк Цукерберг призывал ЕС показать миру пример в регулировании онлайн-платформ.

«Когда политику устанавливает Европа, зачастую это становится стандартом для всего мира», — сказал Цукерберг, приведя в пример принятые в ЕС правила обработки персональных данных (GDPR).

Цукерберг тогда подчеркнул, что регулирование отрасли необходимо. «Как частная компания мы не должны самостоятельно принимать так много важных решений о том, какой контент разрешать на наших платформах», — заявил CEO Facebook (цитата по The Irish Times).

А вот что касается ответственности поставщиков цифровых услуг в части модерации контента, то в финальной версии DSA наверняка останутся пункты о запрете таргетированной рекламы, создании процедуры для жалоб на нелегальный контент и борьбе с мошенническими предложениями. Авторы документа ранее неоднократно отмечали, что таргетированная реклама должна лучше контролироваться и стать менее навязчивой, а в перспективе, возможно, полностью попасть под запрет. Также в финальную версию DSA наверняка войдет норма обязать платформы предоставить возможность потребителям услуг пользоваться сервисами анонимно.

Новый закон ЕС будет касаться установления ответственности за качество не только публикаций, но и товаров, которые продаются на онлайн-платформах. Теперь в обязанности онлайн-платформ будет входить обязанность тщательно выявлять и удалять предложения мошенников, например, тех, которые продают опасные или контрафактные товары. О последней проблеме ранее неоднократно упоминала профильный вице-президент Еврокомиссии Маргрете Вестагер.

Евродепутаты также поддержали предложение разделять «вредный» и «нелегальный» контент и применять к ним различные процедуры.

Настолько детального свода правил до настоящего момента еще не было предложено ни одной страной мира

По мнению президента Еврокомиссии, новый подход, реализованный в DSA, создаст однородный цифровой рынок ЕС и общие правила для каждой страны. Сейчас страны ЕС действуют по отдельности. Так, Франция в мае приняла закон, требующий от социальных сетей и других сайтов удалять относящийся к терроризму контент в течение часа после его появления. Иначе компаниям будут грозить штрафы в размере до 4% от глобальной выручки. Критики этого закона отмечают, что только интернет-гиганты способны постоянно отслеживать подобный контент и быстро удалять его. Германия приняла свое законодательство против высказываний, разжигающих вражду и ненависть, которое обязывает компании передавать органам власти IP-адреса людей, публикующих такие высказывания. Новый закон ЕС призван устранить различия в подобных правилах разных стран.

В завершение хотел бы обратить внимание на цитату госпожи фон дер Ляйен о том, что «незаконное в оффлайне, должно наконец стать незаконным и в интернете».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X