На крыльях. Достижения и проблемы сектора авиаперевозок Украины

7 июня, 17:30
330
Цей матеріал також доступний українською

Украинцы чаще выезжают за границу, а иностранцы все больше открывают для себя Украину. Успевают ли аэропорты реагировать

Уже несколько лет подряд рост объемов авиаперевозок в Украине бьет рекорды. В 2018 году пассажиропоток украинских аэропортов превысил 20,5 млн пассажиров, в 2017 году — 16,5, в 2016 — 12,9. Примерно такие же темпы роста объемов перевозки грузов и почты. При этом восстанавливаются аэропорты по всей стране, которые годами были закрыты на амбарный замок.

Фактически в 2017 году впервые был превышен уровень авиаперевозок 2013 года. И это является своеобразным свидетельством как восстановления экономики, так и психологической уверенности населения в стабильности. Хотя конечно, такие тенденции являются следствием и ряда других факторов.

С одной стороны, введение безвизового режима упростило поездки в ЕС и другие страны. С другой стороны, в последние несколько лет чувствовалась экономическая стабильность и рост реальных доходов отдельных слоев населения. В-третьих, в Украину все больше приходят западные тренды и мода на путешествия. Четвертое — появление лоукостов и удешевление путешествий.

Иностранцы тоже все больше открывают для себя Украину. По результатам 2018 года количество туристов из Испании выросло на 68%, из Индии — на 57%, из Великобритании — на 47,%, из Китая на 38%. На собственном опыте не раз приходилось убеждаться, как иностранцы, впервые посетив нашу страну, были удивлены близостью Украины к основным европейским странам и полны положительных впечатлений.

Конечно, связь между экономическим ростом и объемом авиаперевозок давно известна. С одной стороны, рост пассажиропотока, со всеми вытекающими последствиями, является прямым вкладом экономического роста. С другой стороны, простота посещения страны вносит свою лепту в дальнейшее ее развитие через готовность инвестировать сюда иностранцами.

Поэтому Украине нужно спешить вписаться в тренд развития авиасообщения. В прошлом году рост перелетов по всему миру составил 6%, что меньше, чем в Украине. Поэтому пока это получается, но в дальнейшем потребует существенного развития соответствующей инфраструктуры.

По показателям уровня развития авиаинфраструктуры, страна находится на среднем уровне. В глобальном индексе конкурентоспособности за 2018 Украина заняла 83 место. По уровню развития авиаинфраструктуры — 53 место

Все это требует развития авиаинфраструктуры и расширения пропускной способности аэропортов. По показателям уровня развития авиаинфраструктуры, страна находится на среднем уровне. В глобальном индексе конкурентоспособности за 2018 Украина заняла 83 место. По уровню развития авиаинфраструктуры — 53 место. При этом в отчете за период 2016—2017, рейтинг авиаинфраструктуры Украины был ниже, чем общий рейтинг привлекательности страны. Сегодня 2/3 украинских аэропортов требуют реконструкции и существенного переоснащения для расширения пропускной способности пассажиропотоков.

Есть положительные тенденции. Например, в аэропорту им. Сикорского запущена вторая очередь терминала А, в результате чего его пропускная способность увеличилась вдвое. В Борисполе открыли первую очередь многоуровневого паркинга.

Кстати, в первом случае инвестором выступили частные собственники, которые и сейчас оперируют аэропортом — инвестиционная компания UFuture. Средства для инвестиции — более полумиллиарда гривен — доход от операционной деятельности, который не был выплачен в качестве дивидендов, а направлен для обновления мощности аэропорта.

Однако, несмотря на позитив развития аэропортов и наращивание объемов пассажиропотока, есть и ряд проблем, которые затрудняют развитие сектора авиаперевозок в Украине. До сих пор не подписаны соглашения о едином авиационном пространстве между Украиной и ЕС (так называемое «открытое небо»). Кроме этого, уровень привлечения частного капитала в управление отечественными аэропортами остается низким, а также отсутствует комплексная долгосрочная стратегия развития отрасли авиаперевозок. Нет достаточных возможностей для создания национального лоукостера, который бы усиливал конкуренцию на рынке. Однако, все же есть надежда, что эти и ряд других проблем будут решены в ближайшее время и отечественные авиаперевозки станут одним из двигателей экономического развития.

Специально для НВ Бизнес

Более мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Лекция НВ

БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ С ЕВГЕНИЕМ ЧЕРНЯКОМ

Три часа практических советов и ответов на любые вопросы от главы набсовета Global Spirit и автора популярного YouTube-канала о бизнесе — Big Money

Подробнее