Что происходит в модном бизнесе

26 июля 2020, 09:00

За время карантина из-за Covid-19 модная индустрия находилась в состоянии шока и восстанавливается она сейчас, адаптируясь к «new normal».

Известно о кризисах и банкротстве крупных производителей деловой одежды; бренды премиум-сегмента пострадали от отсутствия церемоний типа Оскара и мощных продаж, связанных с ними; марки повседневной одежды пытаются справиться с избытком весенне-летних непроданных коллекций и вызовами диджитализации. Однако открытым остается и другой вопрос: прекратит ли модная индустрия быть одним из самых больших эко-врагов Земли? Изменятся ли бизнес-стратегии брендов и сможем ли изменить свое потребительское поведение мы, покупатели?

Видео дня

Цифры, показатели, прогнозы

Скидки, сейлы, hot deals, special prices — мир моды пытается выжить, как и другие сегменты экономики в кризис. И речь идет не только о непроданной одежде и невозможности работать офлайн. Нарушена глобальная цепочка поставок, который привел к остановке производства и закрытию оптовых складов; наступил трудовой кризис (затяжная безработица сотрудников индустрии в странах с дешевой рабочей силой, их ждет бедность и голод, буквально). Операционные, стратегические, инвестиционные вопросы требуют ответов и все одновременно.

По разным (положительным и не очень) сценариям от McKinsey & Company, модная индустрия в США и Европе возобновится в 2021—2023 годах Китае — 2020−21). Все массово идут в диджитал: согласно прогнозам аналитиков инвестиционной компании Bernstein, e-commerce составит 23% всех продаж мира моды в Европе уже в этом году, дальше — только рост.

Токсическая мода и изменения, которые (fingers crossed) не остановить

Однако к проблемам, стрессу и давлению модной индустрии не привыкать. Еще перед коронакризисом она подвергалась критике и осуждению, ведь модная индустрия — одна из самых токсичных в мире, и входит в тройку крупнейших загрязнителей экологии. И речь идет не только о производстве одежды: модные показы с одноразовыми декорациями, путешествия селебрити, инфлюенсеров и байеров на эти показы, смежные профессии креативных индустрий — все это оставляет непоправимый экологический след и с этим давно надо было что-то делать.

И изменения таки начались: вспомним лишь углеводно-нейтральный показ Gabriela Hearst, или случай, когда деревья с шоу Christian Dior были высажены в парижском парке Тюильри (на фото). Режиссеры модных показов стали активнее убеждать модные бренды делать устойчивые (sustainable) показы, хотя пока финансово это более затратно, однако, в перспективе, шоу без ущерба для экологии станут дешевле. Масс-маркет (C&A, H&M и т. п.) начал создавать устойчивые коллекции и вводить модель циркулярной экономики, но темпы слишком медленные.

hozelefka.pl
Фото: hozelefka.pl

Одним из самых мощных самых необходимых) изменений станет трансформация модного календаря: коллекции должны выходить в соответствующий сезон. А не за год или полгода до, с промежуточными pre- (например, pre-fall collection) или круизными коллекциями. Ведь все это приводит к перепроизводству, перенасыщению рынка, засорению огромными остатками. Задумались игроки бизнеса моды и над истощением креативности дизайнеров, которых беспощадно копируют бренды быстрой моды типа Zara. Многочисленные скандалы об использовании детского труда, недостаточно активное использование инноваций, неспособность огромной индустрии устранить негативное влияние на планету — это точно о творчестве, цветах и оригинальном самовыражении?

И так, еще до коронавируса некоторые дизайнеры начали игнорировать традиционное расписание показов, такие как Александр Ванг и Симон Порт Жакмю, но это было скорее модным протестом, а не ответом на вызовы устойчивого развития. Но теперь уже постепенно раздаются осмысленные заявления об изменении стратегии: Джорджио Армани сообщил, что в его магазинах летняя коллекция будет продаваться до сентября, коллекции будут отшиваться в сезон.

Тот же Армани, к слову, не так давно провел первый в мире показ без зрителей, мировые недели моды перешли в онлайн-формат, к интернет-коммерции готовится даже модный дом Chanel, который до недавнего времени считал своей эксклюзивной «фишкой» и целенаправленной стратегией — возможность купить желанную сумочку только в офлайн-магазине. Эти изменения произошли из-за пандемии, однако они просто ускорили неизбежную трансформацию индустрии.

Кто еще должен измениться? Я?

Мода меняется на наших глазах, но измениться должны и мы, покупатели. Хотя мы — разные и потребительские модели у нас разные. Кто-то, даже в самые тяжелые времена, не сможет отказать себе в удовольствии приобрести новую сумочку Louis Vuitton (несмотря на то, что бизнес-этика корпорации Louis Vuitton Moët Hennessy (LVMH) подвергается критике и могла бы иметь экономические последствия от недовольной реакции клиентов на это).

Мы разные, в том числе и по возрасту: поколение TikTok хочет все и сегодня, и по самой низкой цене, и качественное, и экологическое. А устойчивость не может быть ни быстрой, ни дешевой (пока). Поэтому нам следует хорошо подумать, как измениться самим, прежде чем требовать изменений от брендов. Также следует чаще присматриваться к локальному производителю, аргументов в пользу этого не счесть. Популярным становится мышление «осторожного потребления», ведь каждую новую покупку оправдать будет все труднее, говорит Марио Ортелли, управляющий партнер luxury advisors Ortelli & Co.

Кстати, автор этого блога также «грешна». У меня есть и премиум-бренды, и я, в качестве легкой психотерапии, поддаюсь трендовым веяниям недорогой fast fashion, которые в следующем сезоне уже надоедают. Просто теперь я тщательно обдумываю и покупаю таки меньше. Но любить моду и быть одновременно эко-сознательным можно, и стоит.

Мода является моей страстью, впрочем я также хочу, чтобы модно одеваться было куда и было где. Я хочу, чтобы одежда была устойчивой, модной и доступной по цене. Поэтому постепенно иду к изменению моего выбора в сторону тех брендов, которым не безразлично, что Agenda 2030 по Целям устойчивого развития ООН не выполняется в запланированные сроки.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X