Это бета-версия нового сайта Нового Времени. Присылайте свои замечания по адресу newsite@nv.ua

Миссия бизнеса: попытка честной беседы

7 декабря, 13:00
1999
Цей матеріал також доступний українською

Любой MBA знает, что смысл существования компании – прибыль акционеров. Но так же известно, что эта миссия скорее раздражает сотрудников, о чем всех очень внятно предупреждал Карл Маркс.

Человек тратит львиную долю взрослой жизни на работу, и если все это время он думает о том, как он создает прибыль для жирных магнатов, это все до добра не доведет. Поэтому, очень важно наполнить лучшие годы его жизни каким-то привлекательным смыслом. Так появился термин "миссия компании".

Поиск смысла жизни компании часто принимает причудливые формы. Например, миссия компании Кока-кола – "освежать тело, ум и душу и дарить счастье". Освежать душу и дарить счастье – это же прямая конкуренция с религией! И это при том, что сахаросодержащая газировка по последним исследованиям – один из факторов массово ожирения, диабета и даже рака. И все же, сотрудникам эта миссия милее чем миссия обогащать Уоррена Баффета, который долгое время инвестировал в акции этой компании.

Честно говоря, меня долгое время мучал вопрос, какую миссию избрать для своей компании. Технологический стартап без амбициозной миссии – это как-то мелко. Все знают, что если хочешь построить миллиардный бизнес, нужна великая мечта: Dream Big, – повторяют все гуру и коучи.

Вот, например, Facebook. Успех этой компании построен вокруг сетевого эффекта: мы ходим туда, потому что там есть другие люди. Почему не облечь его в возвышенную миссию объединения разобщенных урбанизацией людей? Долгое время эта миссия служила примером для других технологических компаний. Тут нет лицемерия: миссия компании реализуется в повседневной работе сотрудников. Facebook неустанно работает над тем, чтобы количество наших социальных связей росло и мы уделяли им все больше внимания. Но теперь Facebook попал под критику. Люди осознали, что бизнес модель компании базируется на доступе к их личной информации. Более того, оказалось, что социальная сеть – отличная среда для распространения ненависти, ложной информации и пропаганды. Например, вмешательство российских спецслужб в американские выборы доказано и Facebook был одним из инструментов.

Другой пример – икона всех гиков, Илон Маск. Человек, научивший наше поколение, что большие мечты можно воплотить в жизнь. Целое поколение людей вдруг увидели, что электромобили и полеты в космос, про которые они с детства мечтали, зачитываясь фантастикой, вдруг стали реальностью благодаря этому энергичному человеку. Сегодня уже никого не удивишь умным компьютером или смартфоном – это банальность, а тут объекты из фантастических фильмов продаются в близлежащем автосалоне.

Есть и более традиционная для технологического бизнеса ролевая модель – Джеф Безос. Он стал самым богатым человеком на планете построив Amazon – крупнейший электронный ритейлер. Amazon вытеснил сначала более мелких электронных ритейлеров, а теперь уже пришел за традиционной розницей: Border, Toy’R’us, Sears стали банкротами благодаря экспансии Amazon, очередь за Macy’s, Costco, и даже Walgreens. Миссия компании – фокус на потребностях покупателей: минимально возможная цена, огромный выбор и удобство покупок. Обратная сторона этой миссии – это постоянный фокус на уничтожении конкуренции в рознице. Сотни тысяч людей потеряли работу благодаря успеху миссии Amazon.

Если присмотреться, из чего состоит успех этих компаний, то помимо инновации мы увидим фокус на росте любой ценой, огромное финансирование, крайнюю бережливость и… жизни сотрудников, полностью посвятивших себя успеху этих компаний. Джеф Безос напрямую говорит, забудьте про work/life balance. Наслаждайтесь работой, и она будет наполнять смыслом всю остальную вашу жизнь. Не секрет, что Илон Маск уже полгода спит на заводе, потому что компания не справляется с планами по производству и он лично руководит ростом продуктивности. Естественно, он демонстрирует, какое отношение к работе он ожидает и от своих сотрудников.

Размышляя о миссии своей компании, я ощущал себя неловко. С одной стороны, это должно быть что-то великое. С другой стороны, сама необходимость искусственно придумывать миссию для компании – это как-то попахивает лицемерием. Ответ неожиданно пришел с книжки о… продажах. Джейсон Лемкин и Аарон Росс в своей книге "From Impossible to Inevitable" пишет об этой проблеме под тем же углом: в Кремниевой Долине все говорят о том, что они собираются изменить мир. Но в реальности мир поменяли люди, создавшие радио, или придумавшие вакцину от полиомиелита. А это ваше приложение для путешествий или для ведения бухгалтерии, мягко говоря, недотягивает…

Авторы книги предлагают "менять свой мир, а не весь мир". Вы можете сделать мир лучше, помогая и вдохновляя ближних. Любой стартап – это кузница кадров предпринимателей, многие сотрудники сами становятся в последствии предпринимателями. Любой стартап создает новые рабочие места и порой даже новые профессии. То, что люди получают – это не только зарплата, позволяющая прокормить себя и семью, но и вдохновение интересной работой и стремительный профессиональный рост, невозможный в корпорации.

Если твои клиенты счастливы, инвесторы достигают желаемых результатов, и все это без разрушения жизни сотрудников, то может быть можно повременить с мучительным поиском миссии?