Старые схемы возвращаются: НДС в ручном режиме

0 комментировать
Революция Достоинства и работа парламента, правительства и общественных организаций дала новый толчок для активной борьбы с коррупционерами и их гениальными схемами, успешно процветавшими в нашем государстве много лет

И ежедневно обворовывали государственный бюджет и карманы украинцев. Только вспомните, как "талантливое" на различные нововведения Министерство сборов и доходов режима Януковича разрушало нашу экономику, что заставляло честный бизнес платить взятки, использовать налоговые "площадки" для оптимизации своей деятельности для того, чтобы спокойно работать на территории нашего государства. Если с трудом нам удалось изменить эту систему и вернуть экономику в правильное русло, то сегодня наблюдается активная работа в налоговой сфере с целью вернуться к схемам прошлого.

15 сентября 2017 в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона № 7115, предусматривающий внесение ряда важных изменений в функционирование системы мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков, достаточных для прекращения их регистрации в Едином реестре налоговых накладных. В законопроекте говорится о применении тестового режима прекращения регистрации налоговых накладных до принятия законопроекта, разработанного правительством. Таким образом, законопроект № 7115 не будет способствовать улучшению процедуры администрирования НДС, а лишь в очередной раз внесет псевдоизменения в действующие нормы налогового законодательства.

Документ вызвал много дискуссий и мнений в бизнес-сообществе и в СМИ, однако, можно точно сказать, что предусмотренные им изменения не решают в глобальном понимании проблемы с налоговыми накладными. Основное изменение, предусмотренное проектом Закона № 7115 – возвращение Системы к тестовому режиму работы (без фактического приостановления регистрации рисковых налоговых накладных), что является прямым шагом назад в борьбе с теневой экономикой.

Авторы законопроекта 7115 по сути предлагают закрыть глаза на решение ситуации со стремительным ростом объемов теневого рынка реализации агропродукции в Украине. Данная проблема для сферы агропромышленного комплекса отнюдь не нова, к тому же, в течение 2015-2017 годов "теневые" схемы набрали активных оборотов. Если до 2014 года, по мнению экспертов, нелегальный рынок сельскохозяйственной продукции составлял 25-30%, а валютная выручка все же возвращалась в страну, то уже в 2017 году участники рынка утверждают, что в "тени" находится около 50% рыночных операций с зерном, маслом и другими сельскохозяйственными культурами. Сейчас наблюдается угрожающая тенденция на внутреннем рынке: в 6-7 из 10 случаев предлагается продажа за наличные, довольно часто – в иностранной валюте.

Оценки специалистов свидетельствуют, что фактическое производство масла подсолнечного нерафинированного значительно превышает статистические данные (от +20%). Это подтверждается большими объемами экспорта данной продукции при полном удовлетворении потребностей внутреннего рынка, а также значительными переходными остатками масла подсолнечного на предприятиях-производителях, на терминалах и в торговой сети.

Довольно важным фактором, способствующим формированию предложения "серого" рынка, есть скрытая аренда земли. Значительная часть площади пашни является незарегистрированной в соответствии с требованиями законодательства, не отраженной в реестрах, с нее не платится ни арендная плата, ни налог на доход от реализации продукции, ни единый фиксированный налог. Так, по оценкам, в 2017 году в аренде официально было зарегистрировано лишь около 40% сельскохозяйственных угодий, или 53% пашни. Однако, если провести соответствующие подсчеты, учитывая указанную площадь пашни, нормативно-денежную оценку 1 га земли и ставку налога, в бюджет должно было поступить около 4,46 – 5 млрд грн.

Участники рынка и эксперты убеждены, что сумма невозвращенной валютной выручки за 2014-2016 гг. Составляет $3-3,5 млрд. Это носит мультипликационное негативное влияние на внешний торговый баланс государства, курс гривны к доллару США и другим валютам, бюджетные поступления от налогов и др. Активно формируется "серый" внутренний рынок зерна, масла и масличных культур, других экспортных позиций, а мошенники выводят валютную выручку за границу, не возвращают ее в Украину, как того требует действующее законодательство, и еще никто из них не был наказан.

По описанной проблематике мной вместе с коллегами в 2017 году неоднократно направлялись депутатские обращения с предложениями установления жесткого контроля фискальных и правоохранительных органов, принятия законодательных изменений для решения проблемы "серого" рынка агропродукции. Однако, мы фактически не получили должной реакции и поддержки со стороны правительства.

Мало того, что работать "по-белому" отказывается все больше предпринимателей, поскольку в связи с добросовестной уплатой всех налогов это становится все менее выгодно, так законодатель предлагает еще больше "закрутить гайки" и проголосовать за проект, который только консервирует проблему.

По мнению экспертов, положения законопроекта содержат ряд изменений, которые будут иметь негативное влияние на работу прозрачного бизнеса и нивелируют достигнутые улучшения налогового администрирования и могут привести к коррупционным факторам:

  • возможность остановки регистрации любых налоговых накладных/расчетов корректировки руководителями фискальных органов (кроме государственных налоговых инспекций), несмотря на утвержденные критерии риска, предусматривающие возможность "ручного" вмешательства в работу системы на региональном уровне ДФС и несущие в себя коррупционные риски;

  • приостановление действия нормы Налогового кодекса Украины, которая призвана защищать интересы добросовестных налогоплательщиков на счет невозможности аннулирования налогового кредита по надлежащим образом зарегистрированной налоговой накладной/расчету корректировки, что может привести к возвращению проблем со своевременным возмещением НДС.

Сейчас главным критерием, согласно которому происходит приостановление налоговых накладных в Реестре, является проверка на наличие признаков рисков искусственного уменьшения налоговых обязательств. По информации Минфина, пока приостанавливается лишь 0,3% поданных налоговых накладных. Многие участники рынка уже получали возмещение НДС автоматически. И что же теперь? Авторы законопроекта хотят воскресить ручной режим и активировать с еще большей силой механизм "откатов"? Кому это нужно? Точно не предпринимателям, которые ведут честную деятельность и законно получают бюджетные возмещения.

Приятно то, что требования бизнеса правительство слышит. Так, 13 ноября Кабинет министров Украины предоставил отрицательное заключение по законопроекту о модификации системы остановки регистрации налоговых накладных. Поэтому, я убежден и такого мнения придерживаются отраслевые аграрные ассоциации, Европейская Бизнес Ассоциация, Американская Торговая Палата в Украине, Коалиция за детенизации, Союз украинских предпринимателей и даже Международный валютный фонд, что вместо возвращения к работе системы в тестовом режиме, как предлагает законопроект № 7115, следует активизировать и дорабатывать механизм работы системы в режиме реального времени.

В частности, стоит обратить внимание на приказ Министерства финансов от 18 сентября 2017 № 776 "Об утверждении изменений в критериях оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных", который обязывает Государственную фискальную службу автоматически регистрировать налоговые накладные сельскохозяйственных предприятий. Этот нормативный документ решает проблему с блокировкой накладных для сельхозпроизводителей. Для автоматической регистрации накладной аграрным предприятиям необходимо заранее предоставить техническую карту и аналитическую справку о том, что предприятие занимается выращиванием сельхозпродукции.

Снижать объемы "серого" рынка агропродукции следует немедленно и бесповоротно, а не пудрить мозги инициативами, которые только консервируют проблему и не способствуют ее решению. Кроме того, в любом случае наше государство не должно стать на тот же коррупционный путь, по которому мы шли долгое время до Революции Достоинства.

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца ноября дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: