Электронные торги: почему нужно менять СЕТАМ

8 августа 2019, 08:00

Система электронных торгов арестованного имущества. Два блока проблем, которые важно решить

Текст подготовлен в соавторстве с юридическим советником Transparency International Ukraine Алексеем Данилюком.

С начала 2019 на счета Агентства по розыску и менеджменту активов поступило почти 145 млн гривен от реализации различных видов арестованного имущества. Если сравнить эту сумму с аналогичным показателем за 2018-й, то только за полгода она увеличилась в 47 раз.

Видео дня

Но как же происходит эта реализация

В Украине существует несколько государственных предприятий-площадок для продажи имущества. Одно из них — система электронных торгов арестованного имущества (СЕТАМ). В феврале Минюст передал это госпредприятие в сферу управления Агентству по розыску и менеджменту активов (АРМА).

АРМА уже давно акцентировала на том, что для реализации арестованного имущества ей необходима платформа, через которую можно будет хранить, транспортировать и продавать активы. И СЕТАМ — единственное предприятие, которое соответствует этому запросу. Поэтому, с одной стороны, такое решение Кабмина довольно логично, но с другой — вызывает множество вопросов. Ведь некоторые особенности работы этой системы не соответствуют рекомендациям, которые в свое время предоставила Transparency International Ukraine.

Для тех, кто меньше знаком с деятельностью СЕТАМ, объясним

Система будет предоставлять комплексные услуги Агентству по розыску и менеджменту активов. Она, в теории, должна обеспечить идентификацию, инвентаризацию, упаковку, транспортировку и хранение активов с момента, когда они переданы судебным решением АРМА. При этом государство прежде всего заинтересовано в продаже лота за наименьшее время и по самой высокой возможной цене. А для этого нужно совершенствовать механизмы реализации имущества и создавать новые инновационные пути решения имеющихся проблем.

Мы пообщались с экспертами и представителями бизнеса и определили два блока проблем в деятельности ГП «СЕТАМ», которые следует решить самыми первыми.

1. Конфликт интересов

Основной проблемой ГП «СЕТАМ» является то, что в одном юридическом лице объединены как организатор торгов (электронная площадка или продавец), так и администратор электронной системы. Это прямой конфликт интересов, когда администратор ЦБД (контролер) конкурирует с платформами (брокерами).

ГП «СЕТАМ» — контроллер. ГП «СЕТАМ» — торговая площадка. Что же тогда делать, если контроллер заинтересован не продать по самой высокой цене, а продать вообще и как можно быстрее? Или наоборот — заинтересован продавать долго, но конкретном участнику?

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Такое сочетание противоречит справедливому балансу полномочий, которые возникают во время проведения электронных аукционов. Отсутствие независимого контролера приводит к отсутствию контроля за соблюдением регламента реализации (время загрузки документации, время предложения и т. д.).

Представители бизнеса видят проблему прежде всего в невозможности обжаловать действия организатора торгов его контролеру, ведь обращаться придется в одно место — в СЕТАМ

Представители бизнеса видят проблему прежде всего в невозможности обжаловать действия организатора торгов его контроллеру, ведь обращаться придется в одно место — в СЕТАМ. При этом отсутствует даже система санкций, контроллер может наложить на организатора торгов (электроннойую площадку, продавца). То есть чтобы в случае грубого нарушения регламента нельзя было отключить от системы платформу для избежания дальнейших злоупотреблений. Ведь кто станет налагать санкции на самого себя?

2. Непрозрачность работы и отсутствие публично доступной информации

ГП «СЕТАМ» имеет непрозрачный процесс верификации и допуска к участию в торгах потенциальных покупателей. Государственное предприятие всю верификацию участников проводит самостоятельно. И на торгах, проводимых ГП «СЕТАМ» со своего собственного сайта, непонятно, на каком основании, когда и кем пользователю было отказано в участии в электронном аукционе.

Например, в системе указано, что на торги пришел участник, но в какой-то момент его заявка уже отклонена (протокол). Деталей самого процесса верификации, допуска и дисквалификации к участию в торгах потенциальных покупателей вы нигде не найдете — в ГП «СЕТАМ» система документирования дисквалификации отсутствует, что делает весь процесс непрозрачным.

Всю верификацию участников СЕТАМ проводит самостоятельно. И на торгах, с веб-сайта предприятия, непонятно, на каком основании, когда и кем пользователю было отказано в участии в электронном аукционе

Кроме того, в системе нет информации об участниках и представленной такими участниками документации — как до, так и после торгов. Соответственно, на торги, могут прийти связанные лица, а информацию о такой связанности будет только само ГП «СЕТАМ» как контролер. Но как организатор сможет закрыть на это глаза.

ГП «СЕТАМ» также не публикует заключенные соглашения по результатам торгов. Поэтому невозможно оценить, вообще был ли продан лот и при каких условиях.

Что уж тут говорить о такой «элементарной» вещи, как плохое описание лотов на сайте СЕТАМа. Нам достаточно легко представить ситуацию, когда «хорошие» лоты (на которые «инсайд») описываются очень плохо, и на них придет только тот человек, который знает о предмете лота изнутри. При этом на сайте не предусмотрено инструментария для возможности задавать и/или уточнять вопросы организатору, что дополнительно могло бы привлечь покупателей на лот. И здесь уже без шансов: кто пришел — тот и примет участие в торгах.

Скопление полномочий, отсутствие контролера, плохое описание лотов, невозможность для участника сделать уточнение или задать вопрос на электронном аукционе, отсутствие полноценной клиентской поддержки — все это дает возможность для злоупотреблений в колоссальных масштабах. Как пример: уголовное производство относительно «принятия предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом», где подозреваемым является начальник Кропивницкого филиала государственного предприятия «Система электронных торгов арестованным имуществом (СЕТАМ)», что подтверждает такую возможность.

Сегодняшние реалии обязывают государственные институты придерживаться стандартов прозрачности, подотчетности и публичности. И государственные предприятия так же должны максимально внедрять эти стандарты в своей работе. И теперь очередь за АРМА обязать ГП «СЕТАМ» изменить свою работу, решив все указанные нами проблемы. А общественность, со своей стороны, будет продолжать контролировать этот процесс.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Показать ещё новости
Радіо НВ
X