Сериалы и библиотеки-хабы. Как Минцифры будет развивать цифровые навыки украинцев

10 февраля 2020, 11:10

Согласно исследованию цифровой грамотности украинцев — 53% населения находятся ниже отметки «базового уровня». Что намерено предпринять Минцифры

В декабре 2019 году мы получили результаты первого всеукраинского исследования цифровой грамотности украинцев — 53% населения Украины (по методологии оценки цифровых навыков, применяемой Европейской комиссией) находятся ниже отметки «базовый уровень».

Видео дня

Если эту цифру разложить более детально, то можно увидеть следующее:

  • 37,9% украинцев в возрасте 18−70 лет имеют цифровые навыки на уровне ниже базового
  • 15,1% вообще не владеют ими

Другая впечатляющая цифра касается актуализации обучения цифровым навыкам — лишь 47% украинцев в возрасте 18−70 лет считают, что обучение цифровым навыкам для них актуально. Преимущественно это молодежь.

Объяснить этот факт довольно просто — заинтересованность в обучении прямо пропорциональна уровню владения цифровыми навыками населения. Чем ниже уровень цифровых компетенций, тем хуже актуализированный запрос на овладение новыми навыками. Следовательно, преимущественно декларируется неактуальность обучения. И наоборот, более высокий уровень цифровых навыков актуализирует необходимость в углублении имеющихся знаний и расширении своих компетенций.

Цифровые навыки сегодня — это больше уже не особые знания, которые могут освоить только «избранные». Это базовая компетенция каждого человека; must-have знания, без которых социализироваться, использовать блага государства, учиться или продвигаться по карьерной ступенькой с каждым годом становится все труднее.

Сложно представить, сколько существует миллионов рабочих мест в мире, которые нуждаются в передовых цифровых навыках — big data, кибербезопасность, программирование, IoT; а сколько рабочих мест, требующих знаний базовых цифровых навыков — уж точно в несколько раз больше.

Все чаще встречаются материалы, в которых эксперты утверждают, что в недалеком будущем практически каждая работа будет определенным образом связана с цифровыми навыками, а еще интереснее — уже в период 2020—2025 годов мы столкнемся с серьезным дефицитом как самих цифровых навыков, так и людей с цифровыми навыками, из-за стремительного изменения технологий.

Именно поэтому все больше стран и международных организаций включают обучение цифровым навыкам как часть общей стратегии образования и развития национальной цифровой экономики.

Наше исследование цифровых навыков было первым в Украине и в его основу было положена методология, используемая Европейской комиссией для расчета индекса цифровой экономики и общества. Этот индекс состоит из следующих показателей: подключение к сети Интернет, человеческий капитал, использование Интернет, интеграция цифровых технологий, цифровые государственные услуги.

В рамках нашего исследования для определения уровня владения цифровыми навыками населения Украины использовалась методология расчета одного из индикаторов-индикатор цифровых навыков, наполнение которого содержательно и лингвистически было адаптировано к украинским реалиям (четыре сферы компетенций: информационные навыки, коммуникационные навыки, навыки решения проблем, навыки программного обеспечения).

В контексте каждой компетенции определялся уровень владения навыками в соответствии с частотой и сложностью выполненных активностей: no skills (отсутствуют), basic (базовые), above basic вВыше базовых). На основании определенных уровней по каждой из четырех компетенций рассчитывался общий индекс владения цифровыми навыками.

Мы провели:

  • 4 фокусированно-групповые дискуссии в городской и сельской местности
  • количественный опрос населения Украины, face-to-face интервью по месту жительства респондентов — 1800 человек в возрасте 18−70 лет
  • опрос населения с проблемами слуха с помощью анкетирования — 219 человек в возрасте 18−59 лет
  • опрос молодежи с помощью группового анкетирования по месту учебы — 859 человек в возрасте 10−17 лет
  • опрос населения оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, face-to-face интервью по месту жительства респондентов — 400 человек в возрасте 18−70 лет
  • первые в Украине хакатоны по вопросам удобного формата обучения цифровой грамотности для людей старшего возраста и хакатон по цифровой грамотности родителей глазами детей с помощью Лаборатории инновационного развития ПРООН в Украине

Наши три кита концепции цифрового образования Украины

Инфраструктура. Обеспечить инфраструктуру для диджитализации, в частности: выровнять диспропорцию между городской и сельской местностью в доступе к телекоммуникационным услугам, внедрить стандарты качества для предоставления телекоммуникационных услуг, создать условия для доступа к цифровых гаджетов, осуществить подготовку персонала, который будет работать с населением в офлайне и предоставлять онлайн-поддержку.

Образование. Адаптировать образовательную политику стратегии диджитализации. А также создать полную экосистему по реализации политики цифровой образования: онлайн-платформу с доступными курсами цифровой грамотности в различных категориях, которые всегда будут доступны (бесплатными) для украинцев; систему офлайн-поддержки населения; масштабную партнерскую и волонтерскую сеть.

Информирование. Обеспечить информационную поддержку политики по формированию цифровых навыков населения.

Кто является аудиторией проекта «Дія: цифровая образование»

Мы планируем обучить 6 млн украинцев за 3 года цифровой грамотности. Причем 70% будут в возрасте от 35 до 65+ лет и проживать в регионах.

  • люди пожилого возраста, которые вообще не обладают цифровыми навыками (именно для них сейчас созданы первые базовые курсы)
  • родители и дети (фокус на онлайн-безопасность, лайфстайл-курсы)
  • взрослые люди с базовыми цифровыми навыками, для которых необходимо углубление навыков в первую очередь ради того, чтобы оставаться конкурентоспособными (специализированные, углубленные курсы)
  • молодежь (школьники, студенты) и молодые профессионалы (курсы новых цифровых профессий)
  • отдельные специализации и профессии

Что уже сделано

Наш проект состоит из двух частей:

Онлайн — на сайте будут размещаться все образовательные программы.

Офлайн — собственные и партнерские хабы, на базе которых будет проходить обучение или где можно будет получить доступ к цифровым гаджетам (уже подписан меморандум с Украинской библиотечной ассоциацией, планируется сотрудничество с ЦНАП, университетами, школами, общественными организациями).

Кроме этого, планируем проведение первой масштабной информационной кампании по цифровой грамотности, которая будет охватывать социальные ролики на национальном и региональном телевидении, постеры в метро, билборды, рекламное продвижение в социальных сетях, региональные форумы, проведение недели цифровой грамотности, агитацию послов цифрового образования.

21 января 2020 года мы запустили в тестовом режиме Национальный образовательный портал по цифровой грамотности «Дія: цифровое образование».

Понимая то, что наша основная аудитория как минимум на старте и не имеет базовых цифровых навыков или их уровень ниже базового, у нас появилась гипотеза, что именно эта аудитория никогда в жизни не проходила онлайн-курсы. Или начинала обучение и по какой-то причине не доходила до конца. Мы начали думать о том, как сделать образовательные курсы интересными и полезными для граждан пожилого возраста возраста.

Мы обсуждали то, что является наиболее привычным форматом — и решили выбрать сериал. Люди преклонного возраста любят смотреть фильмы и сериалы. Поэтому наша идея должна им понравиться.

Мы решили изменить страшные и некрасивые названия «образовательный курс» на «образовательный сериал», «тема» — на «сезон», «урок» — на «серию». Мы пригласили экспертов, выполняющих функцию образования, и селебрити, которых привычно видеть в кадре и которые развлекают, поддерживают диалог, шутят, импровизируют.

К созданию программ мы приобщали экспертов и международные компании, которые помогали нам с контентом или формированием программы.

Сегодня на онлайн-платформе доступны образовательные сериалы:

  • Базовые цифровые навыки. Рассчитан на людей преклонного возраста, которые смогут научиться уверенно пользоваться смартфоном, компьютером и планшетом. Включает в себя три сезона, каждый последующий сложнее предыдущего.
  • Цифровые навыки для учителей. О том, как применять онлайн-инструменты, чтобы учебный процесс стал более увлекательным и эффективным.
  • Сериал для родителей «Безопасность детей в интернете». О том, как уберечь детей онлайн от вредных материалов, кибербуллинга, суицидальных интернет-союзов, сексуального насилия.

Планируем, что новый образовательный сериал на онлайн-платформе будет появляться ежемесячно. В частности, в ближайших планах запустить образовательный сериал по открытым данным (Open data) для физических лиц и предпринимателей, по цифровым деньгам, по созданию современного резюме и поиску работы для людей старшего возраста, по цифровой грамотности для государственных служащих, по обработке фотографий в мобильных редакторах и многое другое.

КЗ
Фото: КЗ "Сватовская районная централизованная библиотечная система"

Организация офлайн-обучения цифровой грамотности будет проходить с помощью собственных хабов, а также сети партнеров и волонтеров.

Первым таким партнером Министерства цифровой трансформации стала Украинская библиотечная ассоциация. 11 января 2020 был подписан меморандум, благодаря которому около 6000 компьютеризированных библиотек по всей стране присоединились к проекту «Дія. Цифровое образование» и стали офлайн-хабами. Библиотеки демонстрируют стремительный впечатляющий энтузиазм, помогают овладеть цифровыми навыками всем желающим — убедитесь в этом сами по хэштегу #cyfra_library в соцсетях. Кстати, хэштег придумали библиотеки.

В целом же рассчитываем на создание сети из сотен хабов в 2020 году. Вскоре можно будет удобно просмотреть онлайн-карту всех имеющихся хабов. Многим украинцам необходима помощь и поддержка, дабы овладеть цифровыми навыками. Именно поэтому мы ищем тех, кто готов стать для них проводником к цифровому миру. Мы ищем послов цифрового образования по всей Украине.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X