Как найти и победить коррупцию в бизнесе

0 комментировать

Наша страна очень редко занимает первые места в каких-либо рейтингах, однако один из них ей все же удалось возглавить.

По данным международного исследования компании Ernst&Young, проведенном в прошлом году, Украина лидирует в списке государств с наивысшим уровнем коррупции в бизнесе.

Коррупция, с которой десятилетиями тщетно пытаются бороться в нашей стране, поразила все сферы деятельности. И бизнес не стал исключением. К примеру, внутренняя коррупция в компаниях приводит к значимым финансовым и репутационным потерям. При чем, согласно исследованию YouControl, которое мы провели этой осенью, чаще всего предприятия сталкиваются с лоббированием к сотрудничеству конкретных подрядчиков. О том, что такие случаи были в их работе, заявили 44% из полутысячи опрошенных компаний малого и среднего бизнеса. 40% участников исследования столкнулись с "воровством" их клиентов или проектов. И третья по значимости проблема, которую озвучило 38,5% респондентов, — слив конфиденциальной информации конкурентам или членам их семей. При чем многие участники опроса называли сразу несколько проявлений внутренней коррупции в их компаниях.

Есть и отдельные, очень показательные случаи из собственного опыта, которые доказывают, что внутренняя коррупция процветает в украинском бизнесе не меньше, чем внешняя. К примеру, в дистрибьюторской компании, занимая должность исполнительного директора, в обязанности которого входит осуществление заказов и контроль закупок, можно получить разные “предложения”. Особенно когда предшественник на этой должности долго и упорно создавал “схемы” сотрудничества практически со всеми партнерами.

Одна из схем ‒ когда поставщик обращается с предложением заказать у него больше товара, чем нужно, по завышенной цене, а за это ‒ получить от 5 до 15% “благодарности” с оборота. В такой ситуации, как показывает опыт, не нужно сразу отказываться от предложения. Стоит провести переговоры и выяснить, какова реальная стоимость товара и как она отличается от “официального” предложения. Владея этой информацией, при закупке можно смело вместо преференций требовать скидки, понимая, что легко будет опровергнуть аргумент “ниже невозможно, это же себестоимость”. Такая стратегия поведения помогает и против коррупции бороться, и эффективнее управлять операционными деньгами компании.

Еще один пример из опыта ‒ банальное воровство продукции сотрудников на складах. Выявить его несложно ‒ можно проанализировать недостачу. Однако тут могут быть замешаны много сотрудников: грузчики, кладовщики, завсклада, экспедиторы, водители, работники отделов операционного учета. При чем и воровство бывает разное ‒ как “для себя”, так и в коммерческих целях ‒ для перепродажи. И все это происходит коллективно и на круговых поруках. А чтобы проблему искоренить, как показывает практика, необходимо работать долго и системно.

В первую очередь, нужно создать независимые контрольно-ревизионные комиссии, информации которых можно будет верить. Затем необходимо провести несколько объективных инвентаризаций подряд. На их основании можно будет получить достоверную информацию об остатках по складу, которые нужно внести в систему. Далее стоит провести операционную работу в течение недели, сверить весь документальный приход и расход с данными в операционной системе. После этого нужно провести следующую инвентаризацию. Если все данные в целом совпали во время сверки и инвентаризации и недостача в пределах нормы, это говорит об эффективности проделанной работы, если нет ‒ нужно разбираться, в чем причина. Также стоит помнить: чтобы это дало нужный эффект, такие инвентаризации нужно проводить постоянно и вопреки недовольству работников.

Есть и дополнительные способы борьбы с проблемой воровства. Большинство сотрудников заставляют задуматься финансовые санкции ‒ когда недостачу выплачивает весь коллектив компании со своей зарплаты. Люди в такой ситуации заинтересованы рассказать руководству о нарушениях коллег, а не закрывать на это глаза. Также помогают контролировать все действия работников установленные на складах видеокамеры. Кроме этого, некоторых сотрудников от воровства останавливали перспективы стать фигурантом уголовного дела, которое грозит им при таких действиях.

Такое количество принятых мер в борьбе с внутренней коррупцией, как показывает опыт, дает заметный результат. Только искоренив вышеназванные проблемы, а также решив проблему с воровством и неэффективным использованием транспортных средств, компании удалось избежать финансовых потерь на уровне 3,5% от оборота. Также работа в этом направлении помогла построить правильную кадровую политику предприятия, изменить подход в подборе персонала и создать корпоративную культуру. Кроме этого, удалось повысить качество предоставляемых услуг и создать позитивный имидж компании для текущих и потенциальных партнеров. Впоследствии это дало возможность подписать очень выгодные контракты.

Однако проблема в том, что не всегда внутреннюю коррупцию легко вовремя идентифицировать, особенно на крупном предприятии, где есть сотни сотрудников, разные подразделения. Но есть и “маячки”, выявленные за годы работы в разных компаниях, которые могут сигнализировать о том, что в компании не все впорядке.

Первое ‒ отсутствие системы прозрачной отчетности и операционного учета, а то, что есть, ведется очень формально. При чем в случае, когда учет начинает вводиться, сотрудники компании протестуют против такого решения. Ведь зачастую так ведут себя те, кто боится разоблачения.

Второе ‒ наличие издержек и финансовых потерь, которые ответственные за процесс сотрудники не могут аргументировано и четко объяснить. Или же их объяснения кажутся неубедительными.

Третье ‒ отсутствие систематических сверок с клиентами. С одной стороны, это может происходить в связи с безответственностью сотрудников. Но с другой ‒ с целью создать “мутную” картину происходящего, сознательно скрыть какие-то оборудки и схемы. Любая непрозрачность в процессах, в отчетности способствуют развитию внутренней коррупции. И наоборот, чем достовернее информация, которой владеет руководство (это как раз достигается сверками с клиентами), тем меньше шансов на злоупотребления у сотрудников. 

Четвертое ‒ морально-этические ценности руководителя и идейного вдохновителя компании. Рыба портится с головы, и если эта “голова” привыкла работать и вести бизнес по сомнительным принципам, ждать от подчиненных порядочности и надежности не приходится. В то же время, как показывает мой опыт, когда люди работают под началом неравнодушного руководителя, большая часть из них рано или поздно начинает поддерживать его начинания. Тогда идея честной и прозрачной работы над общими целями идет сверху на все уровни. 

Но даже если проблема не лежит на поверхности, стоит помнить, что существуют разные способы заблаговременной проверки сотрудников и партнеров на предмет их честности. Сейчас я отлично понимаю, как бизнес-разведка помогает компаниям эффективно минимизировать риски в своей деятельности и избегать разнообразных потерь, в том числе ‒ и предупреждать внутреннюю коррупцию.


Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: