Закон об инвестиционных нянях. Развенчиваем распространенные мифы

25 февраля 2021, 09:30

10 февраля президент подписал Закон о государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями, который был проголосован Верховной Радой в конце прошлого года. Что он меняет?

Закон получил большую огласку и обсуждение, много страстей и мыслей бурлило вокруг него, появились десятки мемов и сравнений инвестиционных нянь с любой уместной и неуместной ситуацией, спекуляции вырванными из контекста фразами, однако мало кто вчитывался в текст закона. Я хочу разобрать самые распространенные мифы и попробовать развенчать их не только словом, но и цифрами, рассказать, кто же эти «инвестиционные няни» и действительно ли так страшен закон для Украины, как его малюют.

Видео дня

Миф 1 — Инвестор не придет, пока в Украине нет верховенства права и эффективной судебной системы, так зачем вообще этот закон?

К сожалению, судебная система Украины действительно нуждается в реформировании, однако апеллировать данному факту и говорить, что закон о стимулировании инвестиций никому не нужен — непрофессионально.

Я скажу больше — одна из компаний стратегического консалтинга проводила опрос инвесторов относительно инвестиционной привлекательности Украины, и, согласно полученным результатам, 71% инвесторов-респондентов считают, что создание государственных инвестиционных стимулов положительно повлияет на их готовность инвестировать в Украину. По их словам, важнейшими стимулами является создание «налоговых льгот», «гарантированная собственность на землю» и «специальные таможенные пошлины». Все эти инвестиционные стимулы учтены при разработке закона и, при условии соответствия инвестиционного проекта всем требованиям, могут быть применены на практике.

Офис Национального инвестиционного совета и UkraineInvest получили уже множество положительных отзывов по закону от инвесторов, которые давно ждали подобные инициативы от государства.

Да, судебную реформу необходимо проводить, и как можно скорее, но мы понимаем, что это реформа не одного года, поэтому ждать, пока она будет имплементирована, и ничего не делать параллельно — это не выход. Необходимо подходить к решению вопроса привлечения инвестиций комплексно, и данный закон является одним из пунктов такой программы.

Миф 2 — Добрый день, я ваша «инвестиционная няня», или действительно ли инвестиционные менеджеры — это новые «смотрящие» от чиновников?

Пожалуй, одним из самых распространенных мемов последнего года является мем об «инвестиционной няне». Истинная суть и функции инвестиционных менеджеров уже настолько искажены в публичном пространстве, что бизнес начал ужасаться от одного только слова, не говоря о том, чтобы обращаться за помощью к таким менеджерам. Однако кто же такие эти инвестиционные няни и какими будут их функции? — давайте разберемся.

Инвестиционный менеджер — это сотрудник государственного учреждения UkraineInvest, который будет помогать инвестору в реализации проекта и коммуникации с государственными органами различных уровней. Он будет проводником инвестора по сетям украинской бюрократии. Важно подчеркнуть, что услуги инвестиционного менеджера будут предоставляться бесплатно и исключительно по желанию инвестора. Никто никого не будет принуждать к сотрудничеству, и тем более никто не будет «смотрящим». Это помощь инвестору со стороны государства и ничего больше.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Стоит заметить, что менеджеры UkraineInvest еще с 2016 года помогают инвесторам с реализацией их проектов в Украине. Нововведением является то, что теперь их функции по поддержке инвесторов официально закреплены на уровне закона.

Миф 3 — Закон направлен на поддержку отдельных финансовых групп

Законом предусмотрено, что инвестиционные стимулы со стороны государства будут предоставляться только тем проектам, которые реализуются в таких сферах, как перерабатывающая промышленность (кроме производства табачных изделий, спирта и алкогольных напитков); добыча с целью дальнейшей переработки или обогащения полезных ископаемых (кроме каменного и бурого угля, сырой нефти и природного газа); обращение с отходами; транспорт, складские хозяйства, почтовая и курьерская деятельность, логистика; образование и научно-техническая деятельность; здравоохранение, искусство, культура, спорт, туризм и курортно-рекреационная сфера.

Многие противники закона апеллируют тем, что перечень сфер в финальной версии закона значительно расширился по сравнению с тем, который был одобрен парламентом в первом чтении, и в этот перечень добавили отрасли, «удобные» украинским олигархам. Однако давайте будем откровенны, есть ряд секторов экономики, которые интересны инвесторам, и наша задача их развивать и привлекать туда инвестиции, предоставляя государственные стимулы.

Отдельно стоит подчеркнуть, что на добывающую промышленность (частичное включение которой в перечень «квалифицированных» сфер вызвало наибольшую критику у оппонентов) будет установлен ряд ограничений по использованию государственных стимулов. Так, в заключительных положениях закона указано, что такой стимул, как строительство/реконструкция объектов смежной инфраструктуры не будет предоставляться проектам в сфере обогащения железной руды. А изменениями в Налоговый кодекс, подготовленными комитетом Верховной Рады ко второму чтению, планируется ввести дополнительные ограничения относительно предоставления льгот по налогу на прибыль и платы за землю инвесторам, которые будут реализовывать проекты в сфере добычи с целью дальнейшей переработки или обогащения полезных ископаемых.

Миф 4 — Закон не стимулирует создание новых рабочих мест и позволит экономить на заработной плате работников

Согласно закону, государственные стимулы будут предоставляться инвестиционным проектам, которые предусматривают создание минимум 80 рабочих мест с зарплатой на 15% выше, чем средняя з/п в соответствующей отрасли в регионе.

Некоторые оппоненты закона апеллируют к тому, что указанные требования позволят инвесторам, которые будут получать налоговые льготы от государства, еще и экономить на зарплате работникам вместо того, чтобы стимулировать создание высокооплачиваемых рабочих мест, и, соответственно, предлагали установить з/п на четко определенном уровне, например, в размере 2-х минимальных заработных плат.

Однако давайте разберем этот кейс языком цифр.

Размер минимальной заработной платы в Украине каждый год меняется. Сейчас 2 минимальные зарплаты — это 12 тыс. грн. Вместе с тем уровень средней рыночной зарплаты во всех регионах очень разный: в Киеве он составляет 21 812 грн, в восточных областях — 12 857 грн, а на западной Украине — 12 189 грн (данные Госстата). Поэтому делать привязку к минимальной заработной плате нелогично, ведь если в некоторых регионах уровень рыночной средней платы приблизительно равен сумме двух минимальных зарплат, то в других регионах последняя отнюдь не является рыночной платой. Более того, если к средней з/п добавить 15%, это точно получается больше, чем две минимальные заработные платы.

Отдельной критике подверглось положение о создании минимум 80 рабочих мест — звучали мнения, что при том уровне стимулов, который предлагает закон, количество обязательных рабочих мест должно быть больше.

Однако в этом контексте не стоит забывать — все мы хотим, чтобы в Украине создавались инновационные технологические предприятия. А теперь давайте подумаем, много ли сотрудников необходимо на высокотехнологичном производстве? Ведь живем мы не в XIX столетии, а в эру четвертой промышленной революции. Более того, в зависимости от специфики отрасли реализация проекта может потребовать разного количества персонала. Поэтому при написании законопроекта необходимо было обеспечить баланс интересов всех заинтересованных сторон — как будущих инвесторов, так и государства.

Подытоживая, хочу подчеркнуть, что подобное стимулирующее законодательство уже существует в ряде европейских и других стран, которые борются за инвестора, предлагая ему набор преференций, налоговых льгот, кредитного финансирования и тому подобное. И честно говоря, мы уже сильно опоздали с подобным законодательством, но никогда не поздно попробовать догнать конкурентов. Украина интересна инвесторам, и необходимо просто сделать шаг им навстречу.

Можно и дальше говорить, что закон не такой, что он никому не нужен без реформы судов и правоохранительной системы, он поддерживает/не поддерживает те или иные отрасли, а можно просто взять и начать менять страну шаг за шагом, каждый со своей стороны.

Показать ещё новости
Радіо NV
X