Заразительная фейкомания. Как изменился медиабизнес и что с этим делать современному потребителю новостей

4 марта 2020, 19:05

Процесс цифровых трансформаций абсолютно демократизировал информационные потоки. Информация распространяется значительно быстрее, шире, дешевле и надежнее, чем когда-либо в истории человечества.

Весь мир превратился в маленькую комнату, в которой даже шепот усиливается в тысячи раз.

Развитие технологий создает множество беспрецедентных возможностей для каждого из нас: возможности общаться, делиться собственными мыслями, влиять на свое окружение. Даже базовые современные смартфоны способны соперничать с небольшой продакшен-студией в производстве визуального контента. В то же время многие говорят о том, что не смотрят телевизор. Но почти каждый носит с собой очень мощный медиаканал — смартфон, что позволяет выбирать, когда и какой контент потреблять. Баланс сил в информационном пространстве сместился раз и навсегда. Власть над сбором, производством и распространением информационного контента была раньше полностью в руках отдельных элит, сейчас определенную власть имеет каждый.

Видео дня

Пожалуй, одним из самых впечатляющих результатов этого процесса стало появление и дальнейшая популяризация блогов. Сначала они существовали в формате life journal — размышления отдельного человека относительно его собственной жизни, жизни в ее эзотерическом смысле. Вести такой блог было легко и дешево. Как правило, читателями были близкие друзья корреспондента.

Новые цифровые медиа изменили полностью операционную модель этого бизнеса — так же, как во время промышленных революций, увеличение производственных мощностей требует увеличения производства.

Ситуация абсолютно изменилась с появлением социальных медиа. Социальные сети создали для блоггеров платформу, позволяющую распространять контент в масштабах, неизвестных ранее. Блогеры превратились в профессиональных райтеров — цифровых журналистов. А их блоги — в выпуски цифровых новостей. Даже некоторые известные журналисты ушли из крупных традиционных медиа и создали собственные каналы цифровых новостей. Конечно, свои веб-страницы создали и традиционные печатные СМИ, изменив соответственно состав редакций и команд. Новые цифровые медиа измеряются и подпитываются благодаря трафику, объему просмотров и кликов. Цифровые каналы новостей должны продавать рекламу, а трафик — это именно то, что продается. Итак, трафик очень сильно влияет на бизнес-модель цифровых каналов. Новые цифровые медиа изменили полностью операционную модель этого бизнеса — так же, как во время промышленных революций, увеличение производственных мощностей требует увеличения производства.

Печатные газеты требовали определенное количество историй для одного выпуска. Телевизионные каналы нуждались в определенном количестве контента для 24-часового программного блока. Но оба медиа имели ограничения в объеме или времени. У веб-страницы, можно сказать, нет никаких ограничений. Трафик является основой цифровой информационной экономики, а «горячая» история является залогом хорошего трафика. Поэтому цифровые новостные порталы находятся под серьезным давлением относительно первенства в анонсах, аналитики и «горячих» тем. Ранее производителям газет было нужно в течение всего нескольких часов собрать информацию, необходимую для выпуска на следующий день. Цифровые платформы должны сделать это за минуты, у них есть только один шанс, привлечь к себе внимание.

Из-за этого давления цифровые платформы вынуждены максимально быстро публиковать контент, несмотря на то, насколько информация полная или точная. Сейчас все чаще я вижу, что в цифровых новостях добавляют фразу «информация обновляется». Но очень редко читатель возвращается, чтобы перечитать обновленный контент — как, правило он потребляет первую информацию, которая ему встречается, несмотря на ее полноту и правдивость. Итак, первая история будет максимально распространена и будет формировать нарратив для общей аудитории.

Часто контент цифровых медиа гораздо более эмоциональный, чем у печатных СМИ, поскольку именно он больше привлекает аудиторию, побуждает к взаимодействию и распространению. Это побуждает к созданию чрезмерно провокационного контента, а соответствие фактам и сбалансированность информации практически не имеют значения. Очень часто цифровые новости используют скандальные заголовки для кликов. Ведь именно заголовок продает весь материал. Эти заголовки не об информации, они скорее об интриге и кликабельности.

Что делать современному потребителю новостей, как не утонуть в волнах хайпа, провокации и дезинформации? Увеличивать осведомленность о проблемах современного медиамира, менять привычные поведенческие навыки в потреблении контента и адаптироваться. Если мы хотим, чтобы нами меньше манипулировали, мы должны изменить собственные привычки в навигации по просторам новых медиа. Уже сейчас есть много тренингов и советов о том, как делать базовый фактчекинг. Социальные сети и контент что в них распространяется, настолько влиятелен из-за того, что каждое действие, что там происходит, является одновременно и персональным, и глобальным.

Итак, защищая себя онлайн, мы все имеем широкую миссию — защитить других. Это можно сравнить с тем, как человек прикрывает лицо когда чихает или кашляет — это не защищает его лично, но защищает других. И эти действия делают мир более безопасным в результате. Помните: когда вы реагируете на провокационный контент своим комментарием, дизлайком или делитесь им даже с возмущением — вы привлекаете свое окружение к потреблению ложных новостей. Потому самая большая проблема — не сама фейковая новость, а ее массовое распространение на просторах социальных сетей.

Хочу закончить цитатой из книги о мощности влияния социальных сетей: «Сейчас мы — все то, что мы шерим. А тем, какой контент ты выбираешь, ты демонстрируешь, кто ты на самом деле».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X