COVID и помощь от государства: сработает или нет?

15 декабря 2020, 15:30
Цей матеріал також доступний українською

Рада приняла президентские законопроекты 4429 и 4430, потратив на все этапы голосования меньше 40 минут. Основная цель — материальная поддержка населения и субъектов хозяйствования на период действия ограничительных противоэпидемических мер.

Время не ждет

Не будем подробно останавливаться на конкретном перечне определенных законом мер, ведь он достаточно широко растиражирован СМИ. Напомним, что предполагаются выплаты материальной помощи в размере до восьми тысяч гривен, налоговые и регуляторные льготы и долговые списания.

Видео дня

Пройдемся по основным проблемным местам принятых законов. Ведь очевидно, что за такой короткий срок невозможно было выработать совершенные нормативно-правовые акты.

Первое, что вызывает вопрос — это возможность соблюдения сроков оформления и получения всех предусмотренных Законом 1071-IX выплат. В первоначальном варианте закона было предусмотрено, что все мероприятия должны быть осуществлены до конца 2020 года. На эту принципиальную проблему обратил внимание комитет Верховной Рады по вопросам соцполитики и рекомендовал исправить в преамбуле и первой статье закона «2020 год» на «2020−2021 годы», что и было сделано. Но закрепленные законом формулировки все равно требуют все выплаты, инициированные в 2020 году, осуществить до конца этого года, т. е. за оставшиеся две недели. И за этот срок Кабмин и профильные министерства должны принять все необходимые подзаконные акты, которые урегулируют порядок получения материальной помощи, получатели должны успеть разобраться с процедурой и подать заявления, а Пенсионный фонд — обработать заявления и все выплатить.

На момент написания этого материала Министерство Финансов Украины заявило, что Кабмин на заседании 09.12.2020 утвердил Порядок предоставления одноразовой компенсации. Самое интересное, что закон, который фактически обязывает Кабмин этот порядок утвердить, вступил в силу только 10.12.2020.

К сожалению, проанализировать сам кабминовский нормативный акт пока невозможно, так как текст утвержденного документа на данный момент на сайте Кабинета Министров Украины отсутствует, имеется лишь проект. И если руководствоваться проектом, то гражданам и предпринимателям, которые хотят успеть получить компенсацию в 2020 году нужно быть зарегистрированными на портале Дія, иметь банковский счет международного стандарта IBAN и успеть подать заявление до 21.12.2020. Если у кого-то отсутствует банковский счет или доступ к интернету, то ему придется успевать всем названным обзавестись до указанного срока.

Таким образом, вопрос фактического соблюдения сроков, предусмотренных законом, все равно остается. Даже при наличии поправок, распространяющих его действие на 2021 год, все равно в случае буквального толкования требования о возврате выплаченных до конца бюджетного года сумм помощи, у тех получателей, которые успеют обратиться за помощью в 2020 году, но не успеют ее получить, могут возникнуть проблемы. Остается надеяться, что этот вопрос будет урегулирован на уровне актов Кабинета Министров Украины.

Мораторий: быть или не быть, вот в чем вопрос

Еще один важный момент, который обращает на себя внимание: никак немотивированное положение подпункта 6 пункта 2 Переходных положений Закона 1071-IX, которое фактически отменяет мораторий на проведение плановых проверок контролирующих органов.

Такая позиция законодателя непонятна, учитывая контекст содержания пояснительной записки к законопроекту. Там говориться, что на сегодня законами Украины на период действия карантина, в частности, введен мораторий на проведение мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности и этот закон направлен, среди прочего, на дальнейшее ослабление административного давления на бизнес для поддержки экономической активности.

Очевидно, отмена моратория на проверки никоим образом не способствуют ослаблению административного давления на бизнес. А кроме того вообще непонятно, как именно должны проводить плановые проверки субъектов хозяйствования, деятельность которых будет приостановлена на время введения ограничительных карантинных мер.

К сожалению, этот момент остался без внимания профильных комитетов и в предлагаемых уточнениях это спорное положение отменено не было, перейдя в текст принятого закона

Где взять денежное дерево?

И, пожалуй, самой главной проблемой этих антикризисных законов является вопрос денег. Действующий Регламент Верховной Рады Украины требует к любому законопроекту, предусматривающему дополнительные расходы из Госбюджета, прикладывать финансово-экономические расчеты относительно возможностей таких расходов и предложения о внесении изменений в законодательные акты по сокращению расходов бюджета и/или источников дополнительных поступлений в него.

В нашем случае вопрос о миллиардных прямых выплатах из Государственного бюджета, и о компенсациях местным бюджетам из-за резкого падения поступлений по причине предоставления целого ряда налоговых льгот и послаблений.

Но к упомянутым законопроектам ни финансово-экономические обоснования, ни предложения по внесению соответствующих изменений в законодательство не приложены вообще.

Из этого можно сделать вывод, что, либо соответствующие расчеты не успели осуществить по причине слишком коротких сроков подготовки проектов, либо просто не нашли на момент подачи проектов достаточных бюджетных источников для адекватного покрытия запланированных расходов. Пути решения этой системной проблемы выходят за пределы юридического анализа, а, следовательно, оставим их профильным специалистам.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X