Развитие конкурентного бизнеса или еще одно покушение на окружающую среду Мариуполя

9 августа 2019, 10:00

Что не так с планом развития морского порта Мариуполь

План развития морского порта Мариуполь в обновленной редакции утвержден АМПУ в 2018 году. Пунктами 2 и 3 Плана с целью развития инфраструктуры морских терминалов предусмотрено образование территории и строительство причалов 4-го района. Инвесторами этого проекта должны стать АМПУ и какой-то загадочный «инвестор». В том числе, за счет упомянутого «инвестора» планируется строительство складской площадки и перегрузочного комплекса 4-го района.

Видео дня

Все это АМПУ запланировало в долгосрочной перспективе. Но является ли этот план актуальным и полезным — давайте разберемся вместе.

По замыслу специалистов АМПУ строительство причалов 4-го района позволит увеличить объемы перевалки угля до 6 млн тонн. Если посмотреть Схему развития морского порта Мариуполь (отметки 2 и 3 на схеме), можно увидеть, что образование территории и строительство новых причалов предполагается в направлении городского пляжа — любимого места отдыха мариупольцев и гостей города.

От этого становятся непонятными ожидаемые АМПУ результаты реализации действующего Плана «Уменьшение техногенного воздействия порта на окружающую среду и улучшение экологической ситуации прилегающих районов города».

Недавно вышел материал с экспертным мнением об актуальности текущего Плана развития порта Мариуполь. Автор отмечает, что «для развития конкурентоспособной и стабильной отрасли необходимы планы развития, наиболее полно учитывающие текущие реалии».

На территории социальных сетей разгорелись жаркие споры по этому материалу. Например, директор Мариупольского морского торгового порта (ММТП) Александр Олейник прокомментировал вопрос актуальности утвержденного Плана развития порта:

«… Открою тайну: стратегический план развития еще в 2015 году изменен в связи с военно-политическим кризисом. Конечно, строительство угольного терминала утратило свою актуальность, по причине всем известной…»

Такая позиция руководителя государственного предприятия являющийся крупнейшим стивидором морского порта Мариуполь вызывает, как минимум, недоумение. То есть утвержденный в 2018 году План развития порта уже 5 лет как не актуален, но, несмотря на это, изменения в него не вносятся?

Надо отметить, что АМПУ и ММТП имеют различные функции и полномочия по формированию Плана. Задачи АМПУ — содействие развитию морской транспортной инфраструктуры и повышению конкурентоспособности украинских морских портов путем проведения административной реформы и создания условий и механизмов для привлечения инвестиций. За счет собственных исследований и субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на территории порта Мариуполь, АМПУ формирует План развития морского порта в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе. Предложения рассматриваются Советом порта Мариуполь и после утверждения вносятся в План.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В то же время ММТП — лишь один из таких субъектов хозяйствования — стивидор, заинтересованный в увеличении объемов перегрузки грузов и вносит предложения в План и занимает место в Совете порта наравне со всеми другими его членами. По крайней мере так должно быть. Но такое впечатление, что это полностью родственные организации, так сказать, играющие в одни ворота. Тем более, предыдущим главой АМПУ был бывший руководитель ММТП, а сегодняшний — бывший подчиненный Александра Олейника. Именно при новом главе и был утвержден обновленный План развития порта.

Нужно отметить, что субъектов хозяйствования в порту Мариуполь несколько. Это и судоремонтный завод, и зерновой терминал Укртрансагро, и даже металлургический комбинат Азовсталь. Но, как следует из Плана, или от этих компаний не было предложений, или они не учтены АМПУ в текущем Плане.

С февраля текущего года в состав совета порта вошли представители местных органов самоуправления, в частности, заместитель городского головы Сергей Захаров. Но, то ли еще руки не дошли, или из-за нежелания вникать в глубину проблем, представитель общины Мариуполя до сих пор не обратил внимания на потенциальную угрозу экологии города. Также этот вопрос обошли общественные эко активисты.

Остается надеяться, что утвержденный План развития морского порта Мариуполь является формальным бюрократическим документом и останется только на бумаге. Иначе экологии города будет нанесен непоправимый ущерб.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Показать ещё новости
Радіо НВ
X