Основные тенденции и факты офшорного сектора

0 комментировать

Середина декабря – отличное время для подведения итогов уходящего года в сфере международного налогового планирования: что важного произошло, чего ожидать в будущем и что следует предпринять.

2017 год был насыщен важными для бизнеса событиями, законодательными изменениями и разными инициативами на международном уровне и в рамках Украины. Об этом мы и поговорим в цикле статей из трех частей. В данной части речь пойдет о проблемах и перспективах офшорного сектора.

Основные предпосылки

Скорее всего, уже нет такого человека, который не слышал бы слово "офшор", а тем более ввиду последней и самой масштабной утечки офшорной информации Paradise Papers. На тему: "Офшор – это добро или зло?" - можно достаточно долго рассуждать и приводить аргументы "за" и "против". Однако, следует исходить из индивидуального интереса каждого в подобных структурах. С одной стороны, используя такие структуры, бизнес имеет возможность воспользоваться экономическими преимуществами (в офшорных зонах отсутствуют налоги или они крайне низкие), а также преимуществами конфиденциальности. А с другой стороны, государства с развитой экономикой теряют значительные налоговые поступления в свои бюджеты, что несомненно их не устраивает и порождает активную борьбу против офшоров.

Влиятельные государства объединяются в международные организации для согласованности действий в принятии различных мер и рекомендаций, направленных на борьбу с офшорами, избежанием налогообложения и отмыванием денежных средств. Ключевыми игроками в борьбе за налоговую и финансовую справедливость являются Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) и Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (The Financial Action Task Force  или ФАТФ). Борьба с офшорами имеет цикличный характер, однако на протяжении нескольких лет наблюдается лишь накаливание обстановки и бизнес все чаще и чаще сталкивается с проблемами.

Проблемы офшорного сектора

Снижение уровня конфиденциальности. В этом году практических во всех офшорных юрисдикциях были внесены изменения в антиотмывочное законодательство относительно хранения информации о бенефициарных собственниках. Данные изменения регламентируют процедуры ведения реестров бенефициарных собственников и ответственность за несоблюдение установленных требований (например, Сейшельские острова, Белиз). В 2016 году Великобритания заключила двухсторонние соглашения с десятью своими коронными и заморскими территориями (по своей природе офшоры), которые предполагают создание закрытых централизованных реестров бенефициаров. Доступ к такой информации будут иметь только компетентные органы власти. Несмотря на то, что это совершенно невыгодно подконтрольным территориям и они всячески пытаются отсрочить данные нововведения, в 2017 году последние начали вносить изменения в свое законодательство и постепенно создавать реестры. Также этой весной в Парламенте Великобритании рассматривался законопроект, предполагающий создание открытых централизованных реестров бенефициаров на подконтрольных территориях, однако его так и не приняли.

Хотя офшорные юрисдикции движутся к прозрачности семимильными шагами и контролирующим органам стало немного проще получить информацию, тем не менее, некоторые из них саботируют этот процесс – реестры бенефициаров отсутствуют в Панаме и на Маршалловых островах. В одном из своих последних отчетов ОЭСР акцентирует внимание на проблеме раскрытия информации о бенефициарах нерезидентных маршалловых компаний. Видимо не зря Маршаллы были включены в "черный" список офшорных зон ЕС, о котором речь пойдет дальше. Сложившуюся ситуацию можно объяснить заинтересованностью и подконтрольностью островного государства США.

Работа с банками

Работа с банками существенно усложнилась и выражается в следующем:

  • банки меньше берут на обслуживание офшорные компании, выдвигая больше требований к реальности бизнеса;
  • банки постепенно закрывают действующие счета или полностью отказываются от работы с таковыми;
  • тщательно проверяют каждую транзакцию и ее соответствие хозяйственной деятельности компании, запрашивают множество подтверждающих документов;
  • после запуска автоматического обмена информацией (CRS обмена) у банков больше возникает вопросов к налоговой резидентности компании и бенефициарного собственника, а также к статусу компании - активная или пассивная, что в дальнейшем влияет на передачу информации.

Относительного последнего пункта стоит остановится более детально.

Статус компании. В некоторых случаях банки считают офшорные компании пассивным, при этом тщательно рассматривают природу сгенерированных доходов компании и считают размеры пассивных доходов. Пассивные компании – это компании, более 50% доходов которых являются пассивными (дивиденды, роялти, проценты) или владеющие активами, которые приносят больше 50% пассивных доходов.   Для подтверждения активного статуса определенные банки требую предоставить в качестве доказательства договор аренды офиса с наименованием компании, отчетность и договора с сотрудниками, также важно, чтобы в офисе кто-то мог ответить на звонки банка (не исключается вероятность такой ситуации). По пассивной компании информация о бенефициаре и компании будет отправлена в налоговые органы страны резидентности бенефициара, после чего у фискальных органов могут возникнуть вопросы и требования.

Резидентность компании. Можно подтвердить свидетельством о регистрации, свидетельством о налоговой регистрации, сертификатом налогового резидентства международного образца (tax residency certificate), другим документом о налоговой регистрации с номером налогоплательщика (если номера нет, должно быть объяснение почему). Приемлемый объём документов и доказательств устанавливается банком.

Резидентность бенефициарного собственника. Подтверждается справкой о налоговой резидентности,  паспортом с пропиской, квитанцией  за коммунальные  услуги (utility bill), договором аренды недвижимости, справкой с места жительства. Перечень запрашиваемых   документов зависит от конкретной ситуации, банка и его доверия к бенефициарому собственнику.  Некоторые банки не хотят работать с бенефициарами из стран СНГ.

Утечки информации

Панамские бумаги. В 2016 году произошла Панамская утечка информации из юридической компании Mossack Fonseca. Раскрытые 11,5 млн. документов показали популярность офшоров и что скрывалось за ширмой их секретности. Информационный "слив" вызвал в общественности бурю обсуждений, в ЕС дело "панамских документов" было передано в специальный Комитет  по расследованию случаев отмывания денег, избежания и уклонения от уплаты налогов (PANA), а Германия и Дания выкупили данные по "панамскому досье" у Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) для проведения национального расследования. Однако результаты расследования достаточно скромные. В России было принято несколько судебных решений, при принятии которых в качестве доказательств использовались данные расследования ICIJ. Метью Лин в своей ноябрьской статье об офшорах частично упоминает результаты расследования: "Мальта взыскала всего GBP 5,6 млн в качестве недоплаченных налогов, британская налоговая служба начала 22 расследования, а в Исландии Премьер-министр сложил свои полномочия".  В свою очередь, украинские власти не беспокоили своих "засвеченных налогоплательщиков".

Райские бумаги. Спустя год произошел еще более громкий скандал и более масштабный "слив" информации. Хакерской атаке подверглась база данных компании Appleby. В отличии от предыдущей утечки, данная характеризуется вовлеченностью большого количества политиков и мировых знаменитостей, а также высокой стоимостью некоторых активов. Так, в документах фигурируют королева Великобритании, королева Иордании, приближенные лица Дональда Трампа и Джастина Трюдо, а также такие знаменитости как Мадонна, Кира Найтли и Боно. Примечательным является тот факт, что данные были украдены еще в 2016 году, а стали открытыми только в ноябре 2017 года. Компания Appleby имеет 119 лет опыта на рынке и за этот период у нее могло накопится много интересной информации. Можно предположить, что компания Appleby была выбрана хакерами не зря, а "слив" информации был спланированной акцией для нагнетания обстановки. Также стоит учесть, что сейчас ЕС и Великобритания ведут переговоры об условиях выхода последней из ЕС, а офшорные скандалы с британскими коронными и заморскими территориями могут сыграть на руку в переговорном процессе только ЕС, поскольку офшоры и размывание налогооблагаемой базы противоречит политике ЕС.

"Черный" список офшорных зон ЕС

Последние утечки информации ускорили в ЕС процесс принятия "черного" списка офшорных зон, который постоянно откладывался. В данный список вошли 17 юрисдикций, а именно: Американское Самоа, Барбадос, Бахрейн, Гренада, Гуам, Макао, Маршалловы острова, Монголия, Намибия, ОАЭ, Палау, Панама, Самоа, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Тунис и Южная Корея. При квалификации офшорного статуса страны исходили из прозрачности налоговых режимов, ставок налогов и соответствия инициативам BEPS. Некоторые эксперты раскритиковали утвержденный список и считают, что он имеет "политических характер", поскольку с данными юрисдикциями у ЕС не развиты экономические отношения и в нем отсутствуют ключевые классические офшоры как Сейшелы, Белиз, Британские Виргинские острова и другие популярные зоны. В принятом документе отсутствуют какие-либо санкции в отношении офшорных зон, а были рекомендованы возможные меры противодействия на уровне государств: например, повышение контроля за операциями, применение правил контролируемых иностранных компаний, ограничение по отнесению затрат на расходы, применение налога у источника и другие меры. Каждый член ЕС будет уже самостоятельно выбирать приемлемость конкретных контрмер, при этом в некоторых государствах есть свои более расширенные списки офшорных зон и правила противодействия их. Также на ряду с "черным" списком был принят "серый" список из 47 юрисдикций, которые частично соответствуют стандартам ЕС и обещали исправится в ближайшем будущем. Данные списки будут пересматриваться раз в год, поэтому ситуация может кардинально измениться.

Чего ожидать дальше?

Офшорные юрисдикции будут и дальше находиться под сильным влиянием и пристальным контролем со стороны заинтересованных в "налоговой справедливости" стран и международных организаций. Меры борьбы с размытием налогооблагаемой базы и уклонением от налогообложения, о которых поговорим во второй части данной статьи, будут дорабатываться и усиливаться. Есть ощущение, что после всех приложенных усилий и затраченных значительных денежных средств, заинтересованные игроки мировой экономики не допустят регресса начатого процесса. Не исключена возможность новых не менее скандальных утечек информации для поддержания накаленной обстановки и для принуждения офшоров к сотрудничеству. Бизнес же столкнется с новыми трудностями, а особенно при взаимодействии с банками. Ввиду этого, уже сейчас целесообразно рассмотреть другие юрисдикции с приемлемыми налоговыми режимами и наполнить свой бизнес экономической реальностью, что позволит сэкономить свое время, деньги и немного нервов.

В следующей колонке поговорим об итогах реализации Плана BEPS и новых правилах в ЕС.

«Диалоги о будущем»

Новое Время представляет: «Диалоги о будущем» с Уильямом Тейлором, Павлом Шереметой и Дмитрием Кулебой.

Киев-Вашингтон-Брюссель
Какое место занимает Украина в этом треугольнике? Какой нашу страну видят в Европе и США?

Прийти на лекцию
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: