Упрощенное налогообложение VS детенизация экономики

2 комментировать

В начале марта украинский бизнес всколыхнула новость об изменениях в налоговый кодекс Украины.

Сторонники новых поправок отмечают необходимость приведения налогового законодательства к европейским нормам и детенизации. Противники - говорят о неблагоприятных условиях развития малого бизнеса и фактическую отмену упрощенной системы налогообложения для значительного количества ФЛП. Я предлагаю разобрать основные вопросы, касающиеся возможных изменений.

О чем говорится в проекте изменений?

Зарегистрированный депутатами проект закона касается непосредственно упрощенной системы налогообложения. Также предлагается снизить основную ставку НДС до 16%. Решение аргументируется тем, что текущая ставка в 20% побуждает предпринимателей использовать различные схемы оптимизации налогообложения. Снизив ставку до 16%, авторы законопроекта планируют сделать уклонение от уплаты экономически невыгодным и выровнять условия налогообложения.

Также законопроект предусматривает сократить количество видов деятельности, входящих в II группу плательщиков единого налога. Эту группу предлагается ограничить исключительно такими физическими лицами-предпринимателями, которые осуществляют производство товаров, розничную продажу на рынках, в сфере ресторанного хозяйства в объекте площадью до 20 кв.м или с использованием средства передвижной торговли.

Платить налог по упрощенной процедуре будут и ФЛП, которые выполняют работы, предоставляют услуги (в том числе бытовые), или реализуют товар дистанционным способом. Для таких ФЛП останется без изменений и предельный объем дохода - 1,5 млн грн в год, но они будут обязаны установить регистраторы расчетных операций.

Что произойдет с ІІІ группой?

Наибольший ажиотаж вокруг законопроекта возник именно из-за изменения относительно III группы - ее авторы предлагают отменить. Это аргументируется тем, что ФЛП III группы чаще всего используются для уклонения от уплаты налогов с заработной платы, и часто средние и крупные предприятия пользуются этим, заставляя работников работать как ФЛП.

Кроме предприятий, оптимизирующих таким образом налоговую нагрузку, значительное количество фрилансеров и особенно - ИТ-специалистов, работают в качестве ФЛП III группы. Ставка единого налога для этой группы составляет 5%. Если они будут подпадать под обновленные требования - законопроект предусматривает возможность остаться на упрощенной системе в качестве II группы. В противном случае, такие ФЛП должны будут отказаться от упрощенного налогообложения.

Для чего нужны эти изменения?

Прежде всего, с принятием этого законопроекта депутаты надеются снизить уровень теневой экономики в стране. В пояснительной записке к документу авторы ссылаются на исследование Международного валютного фонда. Январский отчет МВФ оценивает долю теневого сектора экономики в 44,8%, а Специальный комитет экспертов Совета Европы по взаимной оценки мер борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма заявил о больших рисках, связанных с мошенничеством, фиктивным предпринимательством и уклонением от уплаты налогов для Украины.

Главный тезис пояснительной записки - упрощенное налогообложение, что должно поддержать малый бизнес - по сути используется большим бизнесом. Законопроет об изменениях в налоговый кодекс, по мнению разработчиков, позволит государству урегулировать эту ситуацию в пользу бюджета, одновременно оставляя возможность упрощенного налогообложения для ФЛП.

Что говорят критики законопроекта?

Данный проект, особенно пункт об отмене III группы имеет много противников: от самих ФЛП до Президента Украины. Петр Порошенко выступил против пункта по отмене III группы ФЛП и предложил взамен ввести налог на выведеный капитал.

Журналисты и эксперты говорят о неэффективности и популистичнисть предложенных изменений, сравнивая их с попыткой налоговой реформы правительством Николая Азарова в 2010 году. Так, в материале "На часі" приводится пример, показывающий что подобная реформа приведет к еще большей тенизации экономики, а сам законопроект называют "отвлекающим маневром" для международных партнеров.

Когда изменения начнут действовать?

Предложенный проект зарегистрирован под номером 8089 от 01.03.2018 г.. В Верховной Раде Украины. 02.03.2018 г. законопроект передан к обработке комитетами по вопросам бюджета, налоговой и таможенной политики, предотвращения и противодействия коррупции и европейской интеграции. Сейчас ни один из комитетов не высказался по поводу законопроекта, а потому неизвестно, будут ли эти изменения внесены вообще. Однако предупрежден - значит вооружен, и пока в комитетах будут продолжаться обсуждения, ФЛП должны понимать, чего ожидать дальше.

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца ноября дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: