Есть ли альтернатива 1С

4 комментировать

Отправная дата запрета российского софта – 15 мая 2017 года. Один год – срок, который может указать на значительные изменения рынка программных продуктов.

Надо учитывать такие важные факторы, как период адаптации продуктов к требованиям потребителя, продолжительность внедрения стратегических маркетинговых планов, повальный бюрократизм в государственном и частном секторах, технологическую отсталость бизнес-процессов и тому подобное. Однако в противовес подобным тезисам всегда можно говорить о тенденции в определенной сфере – устойчивые акценты, которые впоследствии становятся фундаментом для существенных изменений. Подобные акценты ярко проявились на пространстве бухгалтерского программного обеспечения – это "История и будущее запрета 1С".

Запрет российского софта – ретроспектива

Отправная дата запрета – 15 мая 2017 года. В этот день Петр Порошенко принимает Указ о блокировании в Украине ряда российских социальных, информационных и поисковых сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс, Mail.ru), а также дистрибьюторов программных продуктов (вроде 1С, Dr.Web и Лаборатории Касперского). Этот указ был неоднозначно воспринят украинским обществом, однако с временем, когда всем стало понятно, что указ касается исключительно государственных предприятий, недовольство начало спадать.

В сегодняшней ретроспективе оправданность данного решения вряд ли кому-то показаться сомнительной. На это указывают как минимум два фактора:

  • усиление политики кибербезопасности – отказ от российских программных решений заблокировал прямой доступ к информации о финансовой деятельности государственных учреждений для страны-агрессора;
  • ориентация на рост рыночной конкуренции – наконец создано конкурентное пространство, которое до этого было заполнено российской продукцией.

Государство vs Бизнес: патриотическая бухгалтерия

До 2016 года был период монополии системы "1С: Предприятие" в Украине (в числе пользователей по состоянию на 2015 год – около 300 тыс. украинских предприятий, среди которых присутствуют и государственные). Сейчас ситуация изменилась, хотя и не так радикально, как ожидали эксперты. Если говорить о государственных учреждениях, то согласно указу, они обязаны отказаться от российского программного обеспечения. Однако полностью процесс перехода состоится, скорее всего, до января 2019 года. Три года – это примерный период адаптации для наиболее громоздких и негибких государственных компаний.

Несколько иная ситуация в частном секторе. Здесь прослеживаются две основополагающие тенденции в вопросе отказа от российского софта.

а) Инто1Сикация. Сейчас компании, процессы которых полностью интегрированы в систему 1С, не слишком охотно отказываются от привычной программы. Ведь это требует больших финансовых затрат, квалифицированного управленческого контроля и не дает экономических результатов. Смельчаки, которые все же пошли на этот шаг, сталкиваются с проблемой отсутствия доступных аналогов. Мировые лидеры бухгалтерских разработок SAP (Германия), Oracle или Microsoft Dynamics NAV (США) по цене приемлемы лишь для предприятий-гигантов, ведь стоимость пакетов услуг измеряется десятками тысяч долларов.

Для украинского малого и среднего бизнеса круг опций невероятно сужен: приходится выбирать между дорогими западными программными решениями или надеяться на украинских разработчиков бухгалтерского софта, которых пока можно пересчитать по пальцам. И, хотя украинское программное обеспечение обойдется значительно дешевле, чем западное, однако встает вопрос о измерении качества.

б) Новое поколение. Заметный тренд среди компаний, которые появились в последние два-три года. Они изначально выбирают не российские продукты в любых сферах своей деятельности. Часто тренд поддерживают и новозарегистрированные компании.

В свете событий последних лет видим, что между ориентирами государственных и частных компаний не такая большая разница. Однако, если в случае госсектора решающую роль играет законодательный запрет, то в частном – личный гражданский долг.

Современные реалии и ожидания от будущего

Если мы зададим себе вопрос, реально ли подействовали санкции, то по шкале "зрада – перемога" много факторов говорят именно в пользу второго показателя. Государственные предприятия не просто отказываются от российского программного обеспечения, но и ввели в свой словарь магистральное требование к программному обеспечению – безопасность баз данных. Так образовался действенный диалог между чиновниками и украинскими разработчиками.

Теперь посмотрим на ситуацию запрета с точки зрения украинского производителя софта. Наконец за много лет на рынке появляется конкурентная плоскость, и очевидным преимуществом для нас являются:

  1. знание специфики украинских законодательных нюансов;
  2. понимание особенностей работы украинского бизнеса и его потребностей;
  3. один из лучших показателей качества квалификации специалистов в ИТ-сфере.

По этим критериям украинские производители могут создать конкурентный продукт для локальных потребностей в противовес любому европейскому аналогу. В соотношении цена-качество мы, несомненно, побеждаем. Однако здесь скрыт важный нюанс: разработка комплексного бухгалтерской программного продукта – это дело, требующее значительных материальных ресурсов, времени, сильной и опытной команды специалистов (программистов, функциональных специалистов, методологов, маркетологов). Поэтому за разработку альтернативных решений может взяться не так много украинских ИТ-компаний.

За год действия санкций приняли на себя подобную роль только несколько проектов, среди которых – и наша разработка. Такого рода проекты основываются на многолетнем опыте и реализованных кейсах. Таким образом, на рынке выделились комплексные решения и менее масштабные, но дешевые аналоги санкционного продукта, однако современному бухгалтеру важно подробно изучить функционал таких решений.

Вкус современного потребителя

Украинскому разработчику нужно использовать изменение правил игры на рынке бухгалтерских программ в свою пользу. Хотя не стоит забывать о сопутствующих рисках: проблемы развития и продвижения нового продукта, постоянные изменения в украинском законодательстве, консервативность и слабая адаптивность украинского бизнеса, а также декларативная помощь государства. С другой стороны, эти факторы становятся многозначительными для любого украинского старт-апа.

В долгосрочной перспективе российские программы будут исчезать из украинского рынка. На это одновременно повлияет создание интенсивной культурной политики, постепенная украинизация коммерческой сферы и либерализация экономики. А главное, что у современного украинского потребителя бухгалтерского софта наконец появился перечень требований к софту – потребительский вкус. Ведь понятно, что за монополией 1С идейная свобода была ограничена спецификой работы самой системы.

Кроме общих требований: приемлемой цены, доступного интерфейса, безопасности, добавляются опциональные уточнения – продукт должен интегрироваться с другими программными продуктами, иметь возможность выбора необходимого перечня функциональных возможностей, чтобы не покупать ненужный "полный пакет", быть разработанным с учетом индивидуальных требований как отраслевое решение и иметь надежную и стабильную службу поддержки. Можно говорить о том, что учет подобных требований позволит создать украинский конкурентный продукт.

Год после введения санкций становится показательным для будущих реформ и общественных резонансных решений: общественность, государство и бизнес наконец смогли объединиться ради общенациональной безопасности и индивидуального благосостояния.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: