Не выполнить обещанное. В какой ситуации ЕС остановит перечисление финпомощи Украине

25 июня 2019, 08:00

Просто об условиях кредитов от Европейского Союза

Материал подготовлен в соавторстве с советником Богданом Дмуховским и юристом Олесей Машталер, Aequo

2 миллиарда евро за 5 лет

Европейский Союз кредитует Украину в рамках программ макрофинансовой помощи начиная с 2014 года, и за это время государство получило более 2 миллиардов евро.

Видео дня

В отличие от двух первых программ финансовой помощи Украине, третья оказалась менее успешной и завершилась в январе 2018 года без выплаты последнего транша в сумме 600 миллионов евро.

Тогда Евросоюз пояснил, что Украина, хоть и выполнила большую часть обязательств, все же оставила всего лишь декларациями некоторые обязательства, предусмотренные программой. В частности, реформы в сфере приватизации, здравоохранения, а также пенсионная реформа так и остались всего лишь пунктами в подписанных между сторонами соглашениях.

Тем не менее Евросоюз простил Украине некоторые ошибки, и уже в марте 2018 года Европейская Комиссия утвердила новую четвертую программу макрофинансовой помощи в размере 1 миллиарда евро, цель которой — стабилизация экономики государства и проведение структурных реформ, которые бы способствовали дальнейшему прогрессу страны.

После утверждения четвертой программы события развивались медленно, но уверенно. В июне 2018 года Европарламент проголосовал за выделение Украине макрофинансовой помощи, а Совет Евросоюза одобрил это решение. В июле 2018 года председатель Европарламента подписал решение о предоставлении помощи в сумме 1 миллиард евро, а Кредитное соглашение и Меморандум о взаимопонимании были подписаны лишь в сентябре 2018 года.

А помощь ли это

Первый транш был получен безболезненно и, с учетом усилий правительства, уже в декабре 2018 года Украина получила сумму в размере 500 миллионов евро.

Стоит отметить, что речь, как и в трех предыдущих программах, идет не о «помощи» как таковой (этот термин мы видим чаще всего во многих публикациях и на просторах фейсбук), а о полноценном кредите, так как макрофинансовая помощь была предоставлена Украине в виде займа с процентной ставкой, не более 2% годовых.

Однако, в отличии от кредитных средств, привлеченных рыночным путем (прямые кредиты, размещение еврооблигация и т. д.), ставки по кредитам Евросоюза и МВФ невысокие и зачастую ниже рыночных в несколько раз.

Ни для кого не секрет, что эти финансовые средства нужны Украине для возврата предыдущих долгов, но так как деньги для погашения существующей задолженности приходится искать в любом случае, важно учитывать «цену» привлечения заемных средств. За невысокую процентную ставку по кредиту приходится «платить» продвижением реформ, что со временем должно обеспечить возможность Украине не просить «помощь» у этих же международных доноров.

Кто платит деньги, тот заказывает музыку

В соответствии с решением о предоставлении макрофинансовой помощи Украина получит следующий транш при условии, что:

 — наше государство будет и дальше придерживаться эффективных демократических механизмов, таких как многопартийная система, верховенство права, уважение прав человека,

 — правительство выполнит не менее важные обязательства — продолжит программу сотрудничества с МВФ и выполнит четкие требования, предусмотренные в Меморандуме о взаимопонимании с Евросоюзом.

Согласно условиям Меморандума, в случае невыполнения условий договоренностей Еврокомиссия имеет право остановить перечисление траншей финпомощи до тех пор, пока Украина не выполнит все обязательные условия.

В начале июня Президент Украины Владимир Зеленский провел встречу с представителем Еврокомиссии, после которой уверенно заявил о готовности Украины выполнить необходимые условия для принятия Евросоюзом решения о предоставлении второго транша в размере 500 млн евро.

Но есть ли 100% гарантии для такой уверенности президента или же некоторые условия международных доноров выполнены не до конца?

Первое правило клуба — всегда помни о МВФ

Представители Евросоюза на последних встречах неоднократно упоминали о необходимости сотрудничества с МВФ как об одном из основных условий получения второго транша кредита.

Утвержденная в декабре прошлого года программа сотрудничества Украины с фондом предусматривает выделение денежных средств на общую суму 3,9 миллиардов долларов США. По состоянию на сегодня Украина получила менее половины из этой суммы — 1,4 миллиарда, а программа помощи приостановлена после визита очередной миссии МВФ, который состоялся 21−29 мая, в связи с досрочными парламентскими выборами и необходимостью формирования нового правительства.

Руководство Национального банка Украины уверено, что Украина все-таки получит следующий транш до конца текущего года, при условии, что новое правительство будет сформировано и начнет работу в сентябре. Скорее всего так и произойдет, но для этого новоизбранному парламенту и президенту нужно будет сильно постараться и объединить усилия.

Действительно, сотрудничество с МВФ является очень важным как для поддержания резервов НБУ, так и в связи с необходимостью выплачивать значительные долги государства в 2020 году.

При этом, учитывая тревожные сигналы, которые появились на горизонте сотрудничества с Фондом (такие как отмена Конституционным судом Украины ответственности за незаконное обогащение, отложенный закон о «сплите», тарифы на газ, ряд судебных решений, связанных з отменой национализации Приватбанка, дефицит государственного бюджета и другие нарушения условий программы), существует риск, что представители Фонда сочтут, что Украина не выполняет условия программы, и потому могут досрочно ее прекратить.

Подписанный сторонами Меморандум о взаимопонимании предусматривает всего 18 условий, 6 из которых были выполнены Украиной для получения первого транша

А что с требованиями Евросоюза

Подписанный сторонами Меморандум о взаимопонимании предусматривает всего 18 условий, 6 из которых были выполнены Украиной для получения первого транша. Поэтому, для получения оставшихся траншей необходимо выполнить остальные 12 условий.

По состоянию на сегодня невыполненным остается внесение изменений в действующее законодательство относительно авторизованного экономического оператора на таможне, внедрение евростандартов борьбы с отмыванием денег, принятие среднесрочного плана реформирования таможенной и налоговой администрации и начало имплементации закона о рынке электроэнергии.

Еще одним невыполненным условием, о котором Евросоюз давно говорит Украине, является создание работающей системы проверки е-деклараций и автоматическая проверка не менее 1000 деклараций чиновников (вместо проверки «вручную»).

Новый рынок электроэнергии должен быть введен 1 июля 2019 года, в соответствии с Законом Украины «О рынке электроэнергии». При этом 10 июня Президент Владимир Зеленский предложил парламенту отложить запуск рынка электроэнергии (был подан соответствующий законопроект № 10 376) до 1 июля 2020 года, сообщив о рисках запуска нового рынка.

В этой ситуации радует лишь то, что Евросоюз, с его слов, не планирует задержку второго транша, и все зависит только от нас. Поэтому для Украины сейчас как никогда важно не создать неоправданных ожиданий и выполнить все то, что страна неоднократно обещала всем, в том числе и себе.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X