Сторона трудовой миграции, которая замалчивается

0 комментировать

Наверное не существует лучшего отображения реализации социально-экономической политики государства как трудовая миграция.

Сейчас она служит своеобразной "лакмусовой бумажкой" для реформ и изменений, которые проводят органы власти в Украине. То, что всё больше людей высказываются "за" трудовую миграцию, особенно молодёжь, а иногда и за эмиграцию, свидетельствует о неправильно сделанных акцентах на государственному уровне. Итак, что подразумевает под собой управление трудовой миграции на самом деле?

Трудовая миграция должна быть нормальным процессом профессионального, социального развития личности и неотъемлемой составляющей свободы передвижения работников. После Революции Достоинства волна внешней трудовой миграции приобрела новую силу, а самым опасным является то, что наши граждане отдают предпочтение нелегальной, а не законной трудовой миграции, имея своей целью удовлетворение базовых потребностей, а не поиск новых возможностей для самореализации. Анализ трудовой миграции, который проводился в последние годы, концентрировался на изучении и оценке статистических показателей, тогда как проблема находится в совсем иной плоскости.

Во-первых, лишь малое количество граждан Украины при трудоустройстве за рубежом обращается за посредничеством к агентствам по трудоустройству, которые получили соответствующую лицензию. Конечно, каждый может самостоятельно реализовать своё право на труд за рубежом. Однако при самостоятельном трудоустройства граждане Украины не всегда могут квалифицированно оценить все нюансы и риски, а также проанализировать условия трудовых договором, которые предлагаются к подписанию. Вместе с тем, огромное количество граждан Украины, если и обращается за помощью в посредничестве по трудоустройству, то к "серым" агентам, которые под прикрытием предоставления информационно-консультационных услуг являются соучастниками склонения к нелегальной трудовой миграции.

Как вы считаете, кто станет сакральной жертвой для обвинения в неконтролируемой трудовой миграции? Конечно, это лицензированные агентства по трудоустройству, которые работают легально и добросовестно. Например, принятие за основу проекта закона Украины 6275-д О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о ведении хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за рубежом ещё больше увеличит теневой рынок посредничества в трудоустройстве за рубежом и сыграет в пользу кого угодно, но не граждан Украины, которые ищут работу за рубежом.

Никакие законодательные изменения не смогут переубедить граждан Украины трудоустраиваться легально, если вони этого сами не желают. Тем более, не переубедят граждан обращаться за консультацией в Государственную службу занятости и проверять благонадёжность компании, которая предоставляет посреднические услуги.

В тоже время, действующие закон Украины О занятости населения и Лицензионные условия для ведения деятельности по посредничеству в трудоустройстве за рубежом содержат достаточно жёсткие условия для ведения подобной деятельности, поэтому нет никакой необходимости в перекручивании законодательства в пользу административного давления, как это предлагается в проекте закона Украины №6275-д.

Почему то замалчивается, что основным источником получения информации о показателях внешней трудовой миграции является отчётность лицензированных агентств по трудоустройству и информация от консульских учреждений Украины. Информация о приграничном и миграционном передвижении граждан Украины не раскрывает цели пересечения государственной границы, в том числе для трудоустройства за рубежом.

Несмотря на то, что за 2017 год лишь 427 из 1567 агентств по трудоустройству, в том числе тех, которые занимаются трудоустройством за рубежом, подали отчётность о результатах своей работы за прошедший год, в рамках существующего подхода к проверке субъектов хозяйствования, даже тех, которые объективно не выполняют требования законодательства и лицензионные условия, провести их проверки практически невозможно.

Во-вторых, известно, что основной причиной для внешней трудовой миграции является уровень оплаты труда. Но понятие "европейская заработная плата" при оценке миграционных настроений украинцев является спекулятивным, поскольку у каждого собственное понимание такой, когда не учитываются особенности, которые существуют в каждом государстве-члене ЕС отдельно.

Конечно, без изменения своего подхода к оплате труда работников большинством украинских работодателей, привлекательность трудовой миграции будет преобладать. В тоже время очень мало публично предоставляется информации, что в Украине достаточно предприятий, которые способны и фактически платят конкурентную заработную плату, существенно выше, чем средняя. Но даже такие предприятия не могут найти работников. Есть предприятия, которые открывают собственные учебные центры для привлечения, развития и удержания работников, готовы и делают собственные инвестиции в работников, но работники не желают идти к ним на работу.

Практически не доводится к сведению общественности, что увеличиваются случаи, когда работники трудоустраиваются на украинские предприятия, проходят обучения, но, в среднем, через полгода едут на иностранные предприятия, которые ведут подобную деятельность, оставляя за собой незанятые рабочие места в Украине. Также существуют случаи, когда зарегистрированные безработные трудоустраиваются за рубежом, пребывая на учёте в Государственной службе занятости и получая помощь по безработице, что, в свою очередь, является злоупотреблением социальными правами.

Государственная служба занятости лишь начинает работу над внедрением механизмов стимулирования профессиональной и административной трудовой мобильности работников внутри Украины, но для эффективного запуска нового порядка взаимодействия между Государственной службой занятости, работодателями и зарегистрированными безработными нужно время.

К сожалению, распространяется мнение, что работая за рубежом, граждане Украины приобретают ощущение безопасности и перспективы, которые не могут быть удовлетворены в Украине. Мы понимаем, что это совсем не так, но подобное свидетельствует об неэффективной работе как самой Государственной службы занятости касательно сотрудничества с работодателями (важно сделать акцент на том, что среди государственных центров занятости есть эффективные, а есть и такие, которые формально относятся к своим обязанностям), а также о не налаженном прозрачном механизме сотрудничества между государственными центрами занятости и частными агентствами занятости касательно предоставления услуг по поиску и подготовки специалистов в зависимости от потребностей работодателей, особенно, когда речь идёт о зарегистрированных безработных.

В-третьих, управление трудовой миграцией на государственном уровне состоит в обеспечении заключения и соблюдения международных договором о трудоустройстве и социальной защите граждан Украины в других странах, о налаживании сотрудничества и обмене информацией между государственными органами Украины и других стран касательно трудоустройства и нахождения граждан Украины на территории других стран с целью ведения трудовой деятельности.

Обостряет ситуацию и то, что со стороны многих государств, в частности Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и других поступаю заявления об их готовности нанимать украинцев, а также о создании для них привлекательных условий для трудоустройства. Но в таких сообщениях в большинстве случаев скрывается, что гражданам Украины предлагается работа, которую отказываются выполнять собственные граждане, например неквалифицированную или сложную рабочую, несмотря на то, что украинцы могут иметь высшее образование и быть высококвалифицированными в Украине.

Для управления трудовой миграцией не нужно создавать отдельные органы и учреждения. Для начала необходимо наладить взаимодействие между государственными органами для обмена данными и информацией, но управление трудовой миграцией пока что ограничивается разработкой концепций и стратегий.

Необходимо наладить систему добровольного уведомления гражданами Украины о принятии ими решения работать за рубежом для того, чтоб органы Министерства иностранных дел Украины смогли своевременно предоставлять консульскую поддержку и способствовать защите прав граждан Украины за рубежом в случае их нарушения.

Существенную роль будет играть присоединение украинских агентств по трудоустройству к международным системам частных агентств занятости, которые оказывают услуги по трудоустройству за рубежом с тем, чтобы работники, работодатели и сами агентства могли обмениваться и получать информацию о трудовой миграции.

Если этого не будет сделано, то мы будет обсуждать не то, что в Украине не хватает работников, а угрозу национальной миграционной безопасности из-за экономического требования привлекать на украинский рынок иностранных работников из стран Азии и Африки.

Хотите знать не только новости, но и что за ними стоит?

Читайте журнал Новое Время онлайн.
Подпишитесь прямо сейчас

Читайте 3 месяца за 59 грн

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: