Право на Мак. Как McDonald’s боролся за торговую марку

21 августа 2019, 14:50

Европейское ведомство по интеллектуальной собственности подтвердило право McDonald’s на использование знака «Мс» для основных позиций меню. Но путь к этому был непростым

На прошлой неделе сеть интернет всколыхнули громкие сообщения о том, что McDonald’s будто бы потерял исключительное право на торговую марку «Mс» для некоторых своих продуктов питания в ЕС после спора с ирландской сетью быстрого питания.

Видео дня

Держа в руках полный текст решения Ведомства по интеллектуальной собственности Европейского Союза (EUIPO), вынесенного 31 июля 2019, а также обладая определенной информацией об истории и фактических обстоятельствах указанного кейса, сделаем попытку расставить точки над «І», разъяснить сущность принятого EUIPO решения и его влияние на работу McDonald’s в Украине.

Течение кейса

В апреле 2017 ирландская компания «Supermac’s», осуществляющая деятельность в сфере общественного питания на территории Республики Ирландии, обратилась с заявлением в EUIPO с требованием полностью аннулировать соответствующую компании «McDonald’s» европейскую регистрацию словесной торговой марки «Мс». Компания обосновала свои действия тем, что «McDonald’s» не использует знак «Мс» ни для каких товаров и услуг в сфере общественного питания.

«McDonald's» подал возражения против этого заявления вместе с доказательствами использования знака «Мс» в составе всемирно известной семьи знаков, образованной именно данным префиксом.

В своем решении EUIPO согласился с позицией «McDonald’s», постановив, что использование знака «Мс» в сочетании с описательным словом, как «МсChicken», «McNuggets», «McMuffin» и т. д., составляет достаточное использование отдельного знака «Мс» для поддержания действия регистрации данного знака. Поэтому Европейская регистрация знака «Мс» была оставлена в силе для таких товаров класса 29 Международной классификации товаров и услуг, как куриные наггетсы, и определенных сэндвичей класса 30, включая съедобные сэндвичи, сэндвичи с мясом, сэндвичи из свинины, сэндвичи с рыбой, сэндвичи из курицы. Эти продукты питания фактически отражают основные позиции меню ресторанов «McDonald’s».

В то же время EUIPO не признал достаточным использование знака «Мс» в ЕС для других товаров и услуг 29, 30, 32, 43 классов МКТУ, удовлетворив в этой части заявление «Supermac's».

Выводы по делу EUIPO

Подтверждение EUIPO силу европейской регистрации «McDonald’s» на торговую марку «Мс» для соответствующих товаров (основных позиций меню), которая используется американской компанией в связи с ее всемирно известной семьей знаков с общим словесным элементом «Мс», усилило право на использование знака «Mc» на определенную линейку продукции. Кроме того, это позволит «McDonald's» и в дальнейшем осуществлять защиту своих прав в случае их нарушения третьими лицами.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

А в свою очередь прекращение действия указанной регистрации для других товаров и услуг указанных 29, 30, 32, 43 классов МКТУ, никоим образом не ограничивает право «McDonald's» на использование созданной знаком «Мс» всемирно известной семьи знаков и других знаков на территории ЕС и всего мира для соответствующих товаров и услуг общественного питания.

Следует также указать на то, что «McDonald’s» считает созданную им всемирно известную семью знаков «Мс» своим самым ценным активом, поскольку потребители по всему миру легко узнают эти торговые марки, которые неразрывно ассоциируются ими с качеством продуктов и услуг питания, которые производятся и предоставляются «McDonald's».

Украинский контекст

В Украине знак «Мс» не только создал огромную семью знаков в количестве около 100 штук. Интенсивность его использования и признания обеспечили возможность получить почетный статус хорошо известного знака на основании решения Апелляционной палаты Государственной службы интеллектуальной собственности от 26 декабря 2016 года.

Кроме того, учитывая особенности украинского языка, в частности, то, что знак «Мс» на украинском языке произносится именно как «Мак», еще одним решением Апелляционной палаты Министерства экономического развития и торговли Украины от 8 апреля 2019 знак «Мак» был также признан хорошо известным знаком «McDonald's» по состоянию на 01 января 2007 года.

Проведенные социологические опросы потребителей товаров общественного питания в данных делах показали, что чаще всего украинские потребители в повседневной жизни называют рестораны «McDonald's» именно как «Мс» (Мак), что свидетельствует в пользу значительной известности и признания данных знаков в соответствующих слоях общества. Кроме того, более 98% опрошенных потребителей однозначно ассоциируют такие продукты питания как «Биг Мак», «МакМафин», «МакТост», «Макфлури», «МакСанди», «МакШейк», «МакПирог», «Камамбер МакТост», «МакЧикен», «Чикен МакНагетс», «Фреш МакМафин», «Чикен Фреш МакМафин», «Биг Мак Меню», «Чикен МакНагетс Меню», «МакЧикен Меню» исключительно с «McDonald's» как их единственным производителем.

Вполне понятно и закономерно, что в Украине «McDonald’s» также активно отстаивает свои права на хорошо известные знаки и образованную ими огромную семью знаков от любых нарушений и посягательств на них со стороны третьих лиц. Только в течение последних нескольких лет «McDonald’s» успешно прекратил регистрации и использования третьими лицами на рынке общественного питания таких похожих знаков как «McDAFI’s», «МакСмак», «McBurger», «МакBeer», «Мак-Дак», «McApple Cider», «ДонМак», «McEnergy», «Дуэт Мак-Джем», «МакСир», «McSandwich», «Мак-Сендвич», «McSanches», «СМакДрайв», «Мак-Снек», «Мак-Авто», «Мак-Дар», «McDelivery» и другие.

Были попытки и аннулировать хорошо известный статус торговой марки «Мс» в Украине — а именно признать недействительным вышеупомянутое решение Апелляционной палаты. Однако, решением Хозяйственного суда г. Киева от 13 марта 2019 года, постановлением Северного апелляционного хозяйственного суда от 29 мая 2019 года и постановлением Верховного Суда от 20 августа 2019 года исковые требования, апелляционная и кассационная жалобы местной компании были полностью отклонены. Суды согласились с решением Апелляционной палаты о хорошо известном статусе знака «Мс» в Украине и соответствие этого знака «McDonald's» всем предусмотренным законом факторам хорошо известного знака.

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес
Показать ещё новости
Радіо NV
X