Люди хаоса в бизнесе. Как направить энергию трикстеров на пользу дела

21 апреля, 09:30
907
Цей матеріал також доступний українською

Вы не любите трикстеров? - Вы просто не задумывались над тем, как эффективнее выстроить с ними отношения

В первой колонке для НВ Бизнес я в общих чертах описала кто такие трикстеры. Сегодня посмотрим на этих персонажей, как на представителей бизнеса - наемных сотрудников и руководителей. В чем специфика, как распознать и обезвредить, то есть направить их неуемную энергию на пользу дела. Вот одна из старинных, но нестареющих трикстерских бизнес-историй:

Каждый день Насреддин переводил через границу осла, под завязку груженого соломой. Таможенники знали, что Насреддин известный контрабандист и каждый раз обыскивали его самого, его осла, солому, которую осел вез, но ничего не находили. А Насреддин тем временем все богател и посмеивался.

Так продолжалось с десяток лет. пока он не накопил достаточно, чтобы отойти от дел и переехать жить в другой город. Через много лет ему встретился один из таможенников, который столько раз обыскивал его. 

— Насреддин, тебе уже нечего скрывать, ты больше не контрабандист. Скажи хоть теперь: что ты провозил через границу тогда, и почему нам никак не удавалось поймать тебя?

— Я провозил ослов, — отвечал Насреддин.

Да, трикстеры - мастера находить нестандартные решения, но…

Никакие штрафы и прочие воспитательные меры не заставят этого персонажа выполнять требования, которые для него не имеют смысла. 

Они всегда нарушают правила и процессы. Это как в законе Паркинсона: все что может быть нарушено - рано или поздно будет нарушено. Просто смиритесь с этим фактом и выжимайте из этого все положительное или увольте трикстера. Никакие штрафы и прочие воспитательные меры не заставят этого персонажа выполнять требования, которые для него не имеют смысла. Он или она с первых дней без стеснения и невзирая на статусы будет критиковать сложившиеся правила и, что важно, предлагать изменения.

Чтобы бизнес как система не превратился усилиями сотрудника-трикстера в хаос - объясните в чем ценность правил и процессов, какие проблемы с его помощью решаются. 

Понимая смысл, трикстер если и окажется в числе нарушителей, то нарушит только букву правила или процесса, сохранив ценность, которую правило или процесс обеспечивает. Будьте готовы к тому, что все формальности, которые себя изжили, будут нарушены в особо извращенной и раздражающей руководителя форме. 

Кстати, любой новый сотрудник в первые несколько недель является ситуативным трикстером. Так как не знаком досконально со всеми процессами к которым имеет отношение. Фиксируйте и анализируйте в какие моменты и на каких этапах возникают нарушения - это один из самых простых способов закрыть очевидные дыры в бизнес-процессах, к которым все привыкли. 

Что делать трикстерам

1. Если не можете удержаться от нарушений - вносите конструктив - задавайте вопросы о том, ради чего все происходит так, как происходит, чтобы что? какой ожидаемый результат? Задавайте вопросы не только руководителям, но и рядовым сотрудникам в их зоне ответственности. Вы поймете почему так, а не иначе и тогда вам будет проще принять сложившиеся устои или подготовить обоснованное и аргументированное предложение о том, что и как нужно изменить.

Трикстеры - стартеры.  Это персонажи, которым интересно пробовать, запускать, внедрять новое, чего еще никто не делал. У них это отлично получается. Правда, нужно учитывать, что с классическим пониманием планирования трикстеры не дружат. Зато прекрасно лавируют среди тут и там возникающих рисков и препятствий, видят возможности и быстро анализируют входящую информацию, что очень важно в экстремальным и сложных условиях. Но как только трикстер понимает, что цель достижима, а возникающие препятствия уже не драйвят или в случае, если проект становится слишком системным и требует большого количества согласований  - интерес к проекту или задаче пропадает очень быстро. Для руководителя важно увидеть этот момент и переключить проект на более системного исполнителя, а перед трикстером поставить новую задачу - вызов. 

2. В первую очередь стоит признать для себя тот факт, что вы хороши именно для запусков проектов. Научитесь отслеживать в какой момент вы теряете интерес к проекту. Какие первые признаки того, что скоро вы будете готовы бросить все и направить свое внимание на новую интересную для вас идею и ваша эффективность в бизнесе возрастет в разы. При формировании команды проекта проверьте, чтобы рядом с вами был обязательно хотя бы один системный специалист (администратор), который сможет взять на себя рутину и подхватить проект в тот момент, когда вы осознаете, что любовь прошла и пора браться за что-то другое.

Трикстеры не боятся ответственности, потому с радостью возьмут на себя все риски проекта. Но когда теряется интерес - теряется и ответственность. 

Трикстеры - спринтеры - бегуны на короткие дистанции. Их собственный ритм жизни очень высокий. Принимают решения - быстро, начинают делать - быстро. Результатов ждут быстрых. Перегорают и разочаровываются тоже быстро. Трикстеры не боятся ответственности, потому с радостью возьмут на себя все риски проекта. Но когда теряется интерес - теряется и ответственность. 

Чтобы этого не происходило - важно любой длинный проект или задачу разбить на этапы. На каждом из этапов вдохновить вызовами и неоднозначностью задачи, хотя  с этим трикстеры сами справляются. Руководителю важно показать каким должен быть понятный и конкретный результат и конечно же замотивировать сложностью задачи. А дальше - контролировать, держать руку на пульсе, но прямое вмешательство свести к минимуму.

3. Тренируйте терпение и самомотивацию. Разбивайте все проекты на мелкие шаги. Определите какой ценный для себя опыт или эмоцию вы получите, когда завершите этап, когда завершите проект.  

Трикстеры - специфические, но полезные персонажи как в литературе, так и в реальной жизни. Но в эпоху Homo confusus,человека растерянного именно трикстеры становятся проводниками через нестабильность. 

Продолжение следует

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Диалоги о бизнесе

23 мая, в Киеве, известные предприниматели Сергей Тигипко, Пётр Чернышов, Игорь Смелянский и Дмитрий Шимкив станут спикерами лекции НВ «Диалоги о бизнесе: как преуспеть в эпоху перемен».

Записаться на лекцию