Что изменят новые правила контроля за продуктами

0 комментировать

Новые правила государственного контроля по проверкам производителей пищевых продуктов вступают в действие 4 апреля.

С вступлением в силу закона О государственном контроле и соблюдении законодательства о пищевых продуктах, корма, побочные продукты животного происхождения, здоровья и благополучия животных.

Подходы, введенные новым законом, пойдут на пользу конкурентоспособности украинской продукции, добросовестным производителям, и, конечно, конечному потребителю пищевых продуктов. В конце концов, новые правила государственного контроля выполняют несколько важных функций, полностью изменяя условия обращения с пищевыми продуктами на рынке.

1) Создают единые правила игры для всех операторов рынка

Операторами рынка являются все юридические лица, физические лица – предприниматели и физические лица, которые имеют отношение к обращению с пищевыми продуктами. То есть проверки касаются торговых сетей, киосков с шаурмой, продавцов на рынке, складов, где хранятся продукты, перевозчиков, транспортирующих их, ресторанов, которые готовят продукты. Поэтому, согласно закону, все операторы рынка будут внесены в план проверок, то есть закон будет единым для всех.

2) Количество проверок конкретного оператора рынка зависит от риска, который представляет его деятельность

В соответствии с Порядком определения периодичности осуществления мероприятий государственного контроля мощностей (подзаконного акта во исполнение закона), оценка риска операторов рынка будет базироваться на четырех критериях: тип пищевых продуктов и способ обращения с ними; процессы переработки и/или обработки пищевых продуктов; потенциальное негативное влияние на определенное количество потребителей при условии несоблюдения требований законодательства о безопасности пищевых продуктов; соответствие процедур.

По этим критериям оператор и набирает определенное количество баллов – чем больше баллов, тем выше степень риска. Чем выше степень риска – тем чаще ждать проверок. Если в прошлом у оператора рынка были инциденты с пищевыми продуктами, которые привели к заболеванию человека, это влияет на присвоение дополнительных баллов при отнесении оператора рынка к той или иной категории. То есть если у инспектора в базе есть информация о том, что у оператора рынка в прошлом были проблемы, то это повлияет на увеличение баллов. И в этой ситуации размер предприятия не имеет значения. Каждого оператора рынка будут оценивать индивидуально. Оценку опубликуют на сайте Госпотребслужбы, это будет публичной информацией.

Однако предприятие ежегодно может изменять свою "рисковую" категорию: за соблюдение правил и отсутствие замечаний его переводят в категорию с меньшей степенью риска, за выявленные нарушения – наоборот.

Однако чаще, чем четыре раза в год плюс аудит предприятие не будут проверять. Есть еще возможность "заработать" дополнительную проверку по жалобе потребителя, но это сфера действия другого закона и для этого еще надо хорошенько негативно отличиться.

3) Проверки без коррупции

Для бизнеса новый формат проверок является очень удобным, поскольку позволяет устранить коррупционные риски. Отныне производитель будет точно знать, что он должен, согласно какому закону, и как будет наказан за это нарушение.

Инспектор имеет чек-лист – конкретный перечень вопросов, каждый из которых содержит ссылки на нормативно-правовой акт, где зафиксировано это требование. Требования или вопросы, не указанные в акте проверки, инспектор відвигать не имеет права. Поэтому производитель точно может быть уверен, что ему не поставят в вину неправильные размер окна, количество огнетушителей или температуру в помещении, если таких конкретных требований в листе проверки нет.

Итак, это существенно снижает коррупционную составляющую, ведь такие чек-листы возможно скачать с сайта Госпотребслужбы и подготовиться к визиту инспектора, пройдясь по всем своим потенциальным погрешностям.

Другой антикоррупционный момент – видео и аудиофиксация процесса. Кроме этого, предполагается ротация инспекторов, осуществляющих аудит мощности. Если инспектор проводил аудит хотя бы раз, то повторно он уже не может проверять то же предприятие.

4) Проверки без предупреждения

В общем оператор будет проинформирован только о том, сколько раз в год его должны проверить. Сама же проверка будет без предупреждения, поэтому это будет побуждать предпринимателей держать ситуацию под постоянным контролем, а не наводить поспешно зеркальный блеск перед визитом инспектора. Это положительный момент для потребителя, поскольку производитель будет мотивирован к перманентно качественному обращению с пищевыми продуктами, следовательно, и безопасность продукции их возрастет.

Предупреждение о проверке производитель получит лишь за два дня до аудита – и то только из прагматических мотивов. Ведь иначе в момент визита аудитора на месте может не быть нужных ключевых лиц или документов. Однако по сравнению с предупреждением за 10 дней во времена, когда еще не действовал мораторий на проверки, это мелочи. Ведь за два дня навести порядок там, где его нет вообще, невозможно.

5) Наказание: решает инспектор

Большим преимуществом закона является немедленное введение санкций в случае нарушений. То есть это определит инспектор прямо на месте, а не в судебном порядке. Учитывая то, как работают украинские суды, часто случались ситуации, когда судебные заседания длились по нарушениям производителя, который по тому времени уже успевал закрыться, сменить название и место действия и проводить там свою деятельность все с теми же нарушениями.

В арсенале инспектора – предписание на исправление нарушений, штрафы (до 70 тыс. гривен для юридических лиц) и временном прекращении деятельности в части, где обнаружено нарушение, которое угрожает жизни и здоровью потребителей (например, остановка одного цеха или закрытие конкретного склада).

Однако поощряется освобождение от наказания за незначительные нарушения. Если оператор рынка допустил незначительные ошибки и исправил их до конца проверки, то риск получения штрафа значительно снижается. В таких случаях нарушитель получает предупреждение или предписание об устранении нарушений.

По остановке производства, инспектор имеет право сделать это на срок до десяти дней. Если есть необходимость продлить срок – это возможно только в судебном порядке.

В конце концов, механизм государственного контроля, вступающий в действие, позволит развиваться добросовестным операторам рынка, которые уже сейчас вкладывают средства в качество и безопасность продукции. Прозрачные правила игры позволят бизнесу выбирать свою стратегию – быть честным, ответственным и строить свою репутацию, способствуя уменьшению давления проверок на свое производство, или искать коррупционные лазейки, чтобы и дальше экономить на качестве и здоровье потребителя. Кажется, правильный ответ очевиден.

Потребитель наконец получит уверенность в безопасности пищевых продуктов, и возможно, сможет преодолеть комплекс "неполноценности", уже не считая, что европейское лучше, чем украинское.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: