Легализация спроса, амнистия и автоматизация государственного управления. Три составляющие борьбы с коррупцией

10 октября 2019, 12:30

Борьба с коррупцией — обширная и сложная задача, которая должна учитывать много вопросов. Вот некоторые из них

Легализация спроса

Спрос рождает предложение. Если удовлетворение спроса нелегитимно, он заработает через коррупцию.

Следовательно, необходимо легализовать по возможности спрос и ввести официальные платежи в пользу государства за те услуги, которые реализуются незаконным путем.

Видео дня

Хороший пример тому — это приобретение «крутых» номеров для автомобилей. По данным эксперта А. Зеливянского, в Украине примерно 350 тыс. таких номеров.

В среднем «красивый» номер стоит пять сотен долларов, не трудно посчитать, что стоимость такого «рынка» составляет $175 млн. Конечно, не каждый такой номер был приобретен за взятку, но и половина от этого составляет баснословную сумму.

Официальные продажи государством решает эту проблему. Недавно МВД запустило подобною услугу. Впрочем, номерной ресурс хоть и существенный, однако все равно ограничен, причем его запросто можно административно сдерживать именно для того, чтобы порождать спрос. МВД предложило фиксированные расценки от 4 до 30 тыс. грн. Минимальное понимание экономики, хоть и теневой, предполагает, что если ресурс ограничен, а спрос больше, то при фиксированной цене все равно произойдет коррупция.

Если спрос больше предложения и есть риск коррупции, более действенный механизм — это аукцион. Я не думаю, что руководству МВД что-то мешало вместо фиксированного тарифа ввести соревновательную систему приобретения и переуступки, без очередей, без поклонов в окошко, а онлайн. Почему мы пришли к необходимости Prozorro в госзакупках, при всех существующих его недостатках, так почему не делать это в других сферах.

Резюме по этому шагу. Существует много сфер, где необходимо легализовать честные правила игры на рыночных принципах — это самый действенный подход не бороться с коррупцией, а умножить ее на ноль.

Искупление вины и обнуление

Если уже речь зашла о вопросе незаконно полученных номеров, то те номера, которые уже выданы, должны облагаться налогом, постоянным или разовым — это уже предмет дискуссии. Все понимают, что почти все они выданы незаконно, тогда стоит расставить точки над «і», ведь автовладельцы должны искупить свою вину в коррумпировании государства, заплатив налог. Не стоит тыкать пальцем на политиков и чиновников. В коррупционной схеме всегда две стороны, тот, кто берет и тот, кто дает.

Те, кто незаконно получили номер, — оплатят налог в пользу государства, если дальше хотят им пользоваться, а те граждане, которые получили такой номер случайно (ну, бывает же такое) или просто не желают платить налог, могут посетить регистрационный центр МВД и изменить такой номер бесплатно на новый, случайно сгенерированный электронной системой.

Это справедливая и достаточно мягкая модель, и ее нужно применить ко всем аналогичным отношениям, причем не только с номерами.

Например, Мининфраструктуры распределяет якобы с помощью ассоциации перевозчиков квоты на пассажирские перевозки за рубежом. Несправедливый механизм распределения переместился из кабинета чиновников в кабинет общественной организации, которая по слухам активно «сотрудничает» с чиновниками. Но когда я пытался предложить простой онлайн-механизм с открытым соревновательным принципом через аукцион, мне посоветовали туда не соваться. Деньги огромные, а у меня жизнь и здоровье одно.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

После того как будут легализованы на соревновательных принципах спрос и предложение, необходимо обнулить системы. Ведь те, что уже получили определенные привилегии, должны снова оказаться в равном положении.

Существуют различные механизмы перезагрузить систему. Отменить права и привилегии, ввести налог, например розовый, или предложить амнистию — предоставить право нарушителю вернуться в правовое поле с гарантией о непривлечении его к ответственности, причем амнистию можно применить одновременно с лишением привилегий и налогом.

Об этом не впервые говорят в Украине, и по налоговой амнистии можно найти много публикаций. Поэтому здесь не будем подробно останавливаться. Главная идея налоговой амнистии: все, кто заработал доходы без надлежащей уплаты налогов, должны его задекларировать, оплатить определенный процент. После этого такие доходы будут считаться легализованными, и у государство не возникнет лишних вопросов в будущем. А те, кто не задекларирует, как в той пословице: «Кто не спрятался, я не виноват».

Подобный подход не является новшеством. В том или ином виде его применяли многие страны при разных исторических обстоятельствах.

Автоматизация управления

Государство в смартфоне — это отличная идея, но если просто оцифровать бюрократию, то вы получите все те же проблемы с государственным управлением, только в цифровом виде.

На дворе ХХI век. Приведите хотя бы один умный аргумент, почему для регистрации, скажем, предприятия, даже онлайн, с той стороны должен сидеть чиновник, вручную вводящий данные?

Я три года провожу исследования в Болонском университете в Италии на аналогичные политико-правовые темы. Я компетентно утверждаю, что ни в регистрации предпринимательства, ни в большинстве других административных услугах не должен принимать государственный служащий никакого участия.

Автоматизация — это исключение коррупции как явления, это нулевое административное давление, это свободная экономика

9 из 10 таких итераций автоматизируется. Как следствие, 90% бюджета высвобождается. Впрочем, довольно о том бюджете, автоматизация — это исключение коррупции как явления, это нулевое административное давление, это свободная экономика.

Следует уменьшать «ручное» управление в сферах с высокой степенью формализации отношений. Возможность государственных служащих влиять на результат процесса предоставления административных услуг, проводить инспекцию и привлекать или не привлекать к ответственности —это один из ключевых механизмов коррупции.

Это весьма не простой вопрос, а никто и не обещает простых решений. Конечно, далеко не все можно автоматизировать, по крайней мере на этом этапе технологического развития.

Но однозначно многое из того, что можно было бы сделать, — не сделано. Не хочется здесь излагать то, что ликвидация всевозможных законодательных ограничений и запретов, или лишняя бюрократия — дерегуляция должны быть сделаны в первую очередь. Стало быть, если определенная лицензия или получение разрешения не выдерживают критики, как общественно необходимого ограничения, это должно быть отменено. А вот из того, что останется, необходимо достаточно серьезным образом переосмыслить.

Показать ещё новости
Радіо NV
X