Уроки возможного закрытия неба

0 комментировать
На прошлой неделе стало известно, что главный авиационный орган Евросоюза — EASA — прислал Госавиаслужбе проект бюллетеня, рекомендующего авиакомпаниям отказаться от полетов в Днепропетровскую воздушную зону

В ней находятся сразу шесть действующих украинских аэропортов Днепропетровск, Запорожье, Харьков, а также Сумы, Полтава и Кривой Рог. Правда в последние три регулярные рейсы не выполняются.

Предлагаемый проект Conflict Zone Information Bulletin рекомендует европейским перевозчикам воздержатся от полетов в данную зону, как в аэропорты, так и транзитом. Хотя бюллетень является рекомендательным, у экспертов не возникает сомнений, что европейские авиакомпании прислушаются и остановят полеты. Кроме того, он может побудить отказаться от полетов и другие иностранные авиакомпании, зарегистрированные не в ЕС. Так как невыполнение такой рекомендации может повысить стоимость страховки для авиакомпании, а также вызвать проблемы с некоторыми лизингодателями (если самолеты взяты в лизинг).

Сейчас из европейских компаний в регион летают польский LOT в Харьков, греческий Ellin Air и Austrian airlines в Днепр, а в Запорожье европейские авиакомпании вообще не летают.

Достаточно широко в Харькове и Запорожье представлены турецкие перевозчики с рейсом на Стамбул (Turish airlines, Pegas airlines и Atlasjet global).

То есть можно констатировать, что к сожалению в настоящее время восток Украины и без запрета EASA мало интересен авиакомпаниям из Евросоюза. Конечно запрет это очень плохо, и он бьет в первую очередь по перспективам открытия новых рейсов и не только европейских авиакомпаний. EASA — это очень авторитетный орган к чьему мнению прислушиваются не только европейские авиаперевозчики, но и многие другие гранды индустрии. В том числе возможно и турецкие операторы. А гипотетический уход последних нанес бы значительно больший урон аэропорту Харьков или Запорожье.

Самое главное, что еще раз подчеркивает ситуация с предложенным EASA бюллетенем по закрытию неба в Днепропетровской воздушной зоне — это только наличие отечественных авиакомпаний может гарантировать выполнение рейсов при любой политической ситуации. В сложившейся обстановке практически все украинские авиакомпании, летающие в попавшие под потенциальный запрет аэропорты, заявили, что безопасность полетов для них самое главное. Но в настоящий момент они не видят в обозначенной зоне каких-либо угроз ей и будут выполнять полеты несмотря на возможный бюллетень EASA, если только украинская Госавиаслужба не издаст отдельный запрет.

Основным перевозчиком пассажиров в обозначенных аэропортах являются украинские авиакомпании: на регулярных рейсах — МАУ, Роза Ветров, Днеправиа и Мотор Сич, на чартерных кроме них летают еще Азур эйр, Браво и Анда Эйр. И вовсе не потому что какие-то иностранные авиакомпанию сюда не пускают — к сожалению эти рынки очень слабо интересуют зарубежных (особенно европейских операторов).

Представителей Харьковского аэропорта можно встретить практически на всех крупных европейских ярмарках по привлечению авиакомпаний в аэропорты. Но слабая покупательная способность населения, малая экономическая активность бизнеса и относительная близость зоны АТО перечеркивают все их старания. Европейские авиакомпании предпочитают для развития более перспективные и быстро окупаемые новые направления.

В то же время, для украинских авиакомпаний нет особой возможности выбрать другой (не украинский) возможно более перспективный рынок. Допустим, возить англичан или немцев на испанские курорты. Поэтому отечественным авиакомпаниям приходиться ценить и развивать то что у них есть — украинский рынок.

Три города миллионника, с большой густонаселенной зоной охвата (12-15 млн человек — пусть по европейским меркам и очень бедных) — это слишком хороший рынок, чтоб его просто так бросить. Запорожье для Мотор Сич и Днепр для Днеправиа вообще являются домашними рынками и местами их постоянного базирования.

В тоже время закрытие аэропортов и прекращение авиационного сообщение с регионом — это колоссальный удар, как по бизнесу в целом, так и по инвестиционной привлекательности регионов. Не каждый инвестор поедет в регион даже при наличии относительно неплохих автомобильных дорог (проехать то в принципе можно) и “быстрого” железнодорожного сообщения (Интерсити). Одно дело лететь 1 час из Киева или 2-3 из Европы и совсем другое ехать 7-9 часов автомобилем или даже 4-5 поездом в общем вагоне.

Пример стран, где постоянная война идет не первый год: Афганистан, Ирак и Сирия — показывает, что в момент эскалации конфликта практически все иностранные авиакомпании предпочитают закрыть полеты и не рисковать. Только наличие национальной авиакомпании спасает в такой ситуации страну от полной транспортной изоляции. Воздушный транспорт в любом случае остается более безопасным чем наземный, а также более быстрым и комфортным. При отсутствии воздушного сообщения большинство путешественников в такой ситуации предпочитают отказаться от дороги.

Украинских властям нужно в первую очередь не бегать по миру умоляя выйти на рынок иностранные авиакомпании, ведь как показал опыт 2014-2015 годов, при малейшем экономическом или политическом затруднении они первыми уходят с рынка, даже если, как Wizzair “инвестировали в свою украинскую дочку миллионы”. Министерству инфраструктуры Украину (МИУ) пора услышать украинский бизнес — украинские авиакомпании, в том числе такие небольшие, как Браво, Анда, Мотор Сич или Азур эйр. Которые создают рабочие места в Украине и активно развивают полеты в том числе из малых региональных аэропортов.

Да, большинство малых украинских авиакомпаний летает на старых самолетах и возможно не может дать пассажиру такой сервис и цены, как условный Ryanair, но в таком случае задачей МИУ должна быть помощь этим авиакомпаниям в том числе, возможно, в приобретении в лизинг новых воздушных судов. В идеале украинского производства.

А что касается потенциального бюллетеня EASA с рекомендацией европейским авиакомпаниям прекратить полеты в Восточную Украину, тут два варианта: или европейские спецслужбы получили сигнал о возможной резкой эскалацией конфликта и приближении зоны АТО к аэропортам Днепра, Запорожья и Харькова (сейчас до них более 200 км от зоны разграничения), или украинские органы власти (в первую очередь МИУ и МИД), мягко говоря, не дорабатывают.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: