Почему Atlasjet уходит из Украины

0 комментировать

Авиакомпания Atlasjet Ukraine, которая работает под торговой маркой Atlasglobal, объявила об отмене всех регулярных рейсов с 24 апреля 2018 года.

C этого дня по операционным причинам будут прекращены рейсы из Харькова, Запорожья и Львова в Стамбул. В летний сезон до осени авиакомпания планирует выполнять чартерную программу из городов Украины на Анталию.

Похоже вот так и заканчивается самый громкий и амбициозный проект последних 10 лет иностранных инвесторов в Украинскую авиацию.

Atlasjet Ukraine была зарегистрирована осенью 2013 года во Львове. Компания была призвана загрузить пустующий после открытия новый терминал аэропорта Львов. Тогда зелёный свет на запуск амбициозного авиаперевозчика благословили на самом верху. Авиакомпанию возглавил бывший топ-менеджер Львовских авиалиний, хорошо знавший специфику западно-украинского регионального рынка. Изначально планировалось, что авиакомпания будет развивать три направления деятельности:

  • лоукост-перевозки из Львова с прицелом на рынки украинских "зарабитчан", а также туристов, испытывающих ностальгию по Львову, Карпатам и Трускавцу;
  • поток турецких въездных туристов в Украину;
  • чартеры с определенными дружественными туроператорами.

При этом отдельно оговаривалось, что новая авиакомпания не будет создавать конкуренцию национальному перевозчику и летать, к примеру, в Израиль.

Авиакомпания должна была начать полеты с весенне-летнего расписания 2014 года. Но помешала смена евромайданом руководства страны и госавиаслужбы. Если коротко обе стороны решили, что старые договоренности не действуют и авиакомпания решила поменять стратегию.

Компания хотела получить максимальные преференции. Однако, во властных кабинетах уже сидели люди, которые никому ничего не были должны и просто решили сделать все принципиально по закону.

Нежелание идти на компромисс привело к долгому публичному и судебному противостоянию компании с властью. Закончилось оно только в сентябре 2015 года после вмешательства тогдашнего одесского губернатора Михаила Саакашвили.

Ранее Саакашвили передал все аэропорты в Грузии турецкому оператору на 20 лет в аренду. Назначив символическую цену за весь срок аренды в $1. Не удивительно, что и сейчас "великий реформатор" встал на защиту "турецкого лоукостера": "Чтобы украинцы могли дешево полететь на заработки в Стамбул!"

В результате вмешательства Президента Порошенко авиакомпания получила лицензию коммерческого перевозчика на международные направления в обход действовавшего законодательства Украины.

Регулярные рейсы Atlasjet Ukraine начала выполнять осенью 2015 года по маршрутам Львов-Стамбул, Харьков-Стамбул и Запорожье-Стамбул. Правда они далеко не были лоукостером. Это очередная рядовая турецкая авиакомпания со сравнительно хорошим сервисом на борту, специализирующаяся на перевозке турецких туристов – "женихов".

Авиакомпания так и не открыла ни одного регулярного рейса, кроме как на Стамбул, несмотря на несколько десятков полученных международных направлений. Зачем топ-менеджемент Atlasjet Ukraine потратил полтора года и круглую сумму акционеров на противостояние с украинскими авиационными властями. При этом после победы не воспользовался ничем из того ради чего боролся. Такая ситуация вызывает полное недоумение.

Вообще политика турецких топ-менеджеров украинской авиакомпании все время вызывала много вопросов. Особенно в первые годы.

В декабре прошлого года президент и совладелец Atlasglobal Мурат Эрсой дал несколько интервью украинским СМИ в которых рассказывал о дальнейших планах развития компании в Украине. Планы в целом сводились к "добиться права летать Киев-Стамбул и Одесса-Стамбул". Эти направления самые востребованные у турецких туристов, кроме того эти рейсы могли бы подвозить украинских пассажиров на транзитные рейсы Atlasglobal из стамбульского хаба.

29 марта авиакомпания объявила супер акцию – скидку 10-20% на все регулярные рейсы из Украины в Стамбул. Но уже буквально через неделю было принято решение все их закрыть.

Вывод простой – авиакомпания не смогла выполнить ни одно из своих стратегических заданий – отвоевать часть турецкого туристического потока у турецких конкурентов (Turkish Airlines, Pegasus Airlines) и привлечь украинского пассажира на свои транзитные рейсы из Стамбула. Авиакомпания не заметила или не захотела заниматься другими нишами. Например, направлениями из Западной Европы.

Еще до начала выполнения регулярных рейсов менеджмент компании забыл свои обещания сделать Львов хабом и наростить пасижиропоток за счет заробитчан и туристов из стран ЕС и СНГ. В результате, на сегодня эту нишу постепенно занимает Ernest Airlines, Wizzair, а с осени зайдет Ryanair.

По поводу Ryanair топ-менеджмент Atlasglobal не раз в частных и публичных заявлениях подчеркивал, что украинское правительство должно создавать особые преференции для зарегистрированных в Украине авиакомпаний, а не иностранных.

С этим трудно спорить. К сожалению, Atlasglobal так и не стал полноценной украинской авиакомпанией. Фактически зарегистрированный в Украине перевозчик использовал относительно дешевую украинскую рабочую силу и систему поддержания летной годности для выполнения своих стамбульских операций.

Это создало несколько сот рабочих мест, но все же было далеко от грандиозных целей, о которых компания заявила в период агрессивного противостояния с Госавиаслужбой Украины в 2014-2015 годах.

К сожалению, вся история захода и развития Atlasglobal в Украине закончилась чередой просчетов и потерей денег. Причиной послужили просчеты акционеров, введенные в заблуждение турецким менеджментом.

Странные, если не сказать преступные, решения менеджмента привели к тому, что авиакомпания не смогла зайти на рынок вовремя и занять те ниши, которые действительно были очень востребованы пассажирами.

Логично, что теперь авиакомпания решила закрыть операции и сосредоточится на чартерных программах, которые оплачиваются авансом и несут для перевозчика минимальные риски.

Стоит заметить, что на украинском рынке Atlasglobal продвинулась значительно дальше, чем на казахском или российском, куда компания безрезультатно пробовала выйти в 2010-2014 годах.

В целом существует закономерность – открывать дочерние предприятия авиакомпаниям есть смысл лишь на закрытых рынках, зарегулированных двусторонним соглашениями. В противном случае намного выгодней летать одной большой авиакомпанией, зарегистрированной в удобной юрисдикции.

Поэтому венгерский Wizzair закрыв дочерние предприятия в Украине, Болгарии и Сербии, регистрирует местную английскую авиакомпанию, не смотря на то что Великобритания находится в процессе Брексита.

Всегда существует большой риск жесткого процесса выхода британцев из Договора о едином авиапространстве и тогда летать в страны ЕС можно будет только по паритету. А Лондон – это главный маршрут для венгерского лоукостера.

Украина же на всех парах либерализирует воздушное сообщение с Евросоюзом, поэтому открывать тут авиакомпанию иностранному профильному инвестору все меньше стимулов.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: