12 тезисов за Ryanair

0 комментировать
В марте, после объявления о начале полетов Ryanair в столичный аэропорт Борисполь, я публично усомнился в успешности этого решения

Сразу, когда стало ясно, что ни один столичный аэропорт на самом деле не готов принимать у себя лоукостера на его условиях.

Я выступил с альтернативным предложением перенаправить его рейсы в ближайшие к Киеву простаивавшие аэропорты: Житомир-Смелянку, Житомир-Озерное или Белая Церковь.

В возникшей дискуссии многие эксперты поддержали идею и сошлись во мнении, что за 7-8 месяцев (срок, остававшийся до заявленного открытия рейсов из Киева) один из предложенных аэропортов при должном финансировании вполне можно подготовить к обслуживанию Ryanair.

Кроме финансирования, нужна политическая воля и слаженная работа всех чиновников на благо этого проекта. Но с самого начала у него возник один могущественный оппонент — министр инфраструктуры Владимир Омелян категорически настаивает на обслуживании Ryanair в Борисполе. Несмотря на то, что в настоящее время аэропорт не может удовлетворить финансовые и технические условия лоукостера.

И если Борисполь все же предоставит ирландцам особые цены (примерно в 4,5 раз меньше, чем сейчас платят другие авиаперевозчики), то тут же получит от них жалобы в украинские и европейские антимонопольные службы и суды.

Снижение же сборов на 75% для всех рейсов всех авиакомпаний сразу переведет аэропорт Борисполь из разряда высокоприбыльных госпредприятий в планово убыточные. И никакие переводы рейсов в законсервированный терминал F этой проблемы не решат.

Во-первых, так как не снимет претензии других авиакомпаний. Во-вторых, это лишь еще больше увеличит возможные убытки аэропорта, ведь оперирование в терминале F будет однозначно убыточно без 15-20 пар рейсов в день, даже при нормальных расценках на обслуживание. Для лоукостера это еще раза в 2-3 больше. А Ryanair пока говорит о 1-3 рейсах в день. 

В спорах прошло уже половина срока, отведенного лоукостером для подготовки к полетам. И пока стороны никуда не продвинулись. Министр публично обвиняет национального перевозчика, МАУ, в монополизме и нежелании сдавать позиции.

Авиакомпания ответила обвинением министра в лоббировании коммерческих интересов ирландской авиакомпании. Борцы с коррупцией раскопали секретный меморандум, подписанный коммерческим директором Ryanair Дэвидом О’Брайном и министром Омеляном, по которому Владимир Владимирович якобы обязуется предоставить лоукостеру сверхнизкие цены в аэропорту Борисполь. И якобы эти обязательства и не дают министру рассматривать другие варианты, а также мотивируют авиакомпанию не идти ни на какие компромиссы со столичным аэропортом.

В этой тупиковой ситуации я еще раз хочу напомнить о варианте перенаправления Ryanair из Борисполя в Белую Церковь или Житомир.

У меня за это 12 аргументов:

1. Именно так Ryanair заходил почти во все страны Восточной Европы. Так, весной 2004 года лоукостер начал выполнять полеты в польские аэропорты: Краков, Познань, Вроцлав, через год в Гданьск, Щецин, Жешув, Лодзь и Быдгощ. И лишь в 2012 году авиакомпания открыла рейсы в Варшавский аэропорт Модлин (а не центральный имени Шопена — базу LOT). То же самое было в Румынии, Литве и даже Каталонии, где Ryanair начал полеты сначала в Реус и Жирону, и значительно позже зашел в центральный — Барселона/Эль Прат.
Исключения типа Риги или Будапешта лишь подтверждают — начав с центрального аэропорта страны, лоукостер навсегда теряет какой-либо интерес к провинциальным городам — их жители и так доедут к рейсу.

2. Город получит сразу до 1000 высокооплачиваемых рабочих мест, с перспективой роста 200-300 мест ежегодно. Сейчас средняя заработная плата в авиационной сфере является самой высокой в Украине — более 28 тысяч гривен в месяц. Плюс, по данным исследования ICAO (Международная организация гражданской авиации), 1 рабочее место в аэропорту создаёт 6 дополнительных рабочих мест в регионе.

3. Город получит въездного иностранного туриста (пусть, допустим, только 1% пассажиров задержится в городе на сутки — это свыше 1500 в год).

4. Экономика региона получит сильный позитивный толчок. По данным того же исследования ICAO, $1 в обороте авиационной отрасли создаёт дополнительно $3,45 в ВВП региона.

5. Украина получит ещё один большой живой аэропорт — уже через 3-4 года там будет миллион пассажиров. Упомянутый мною Модлин за 3 года из бывшей базы ВВС с нулевым пассажиропотоком вырос до 1,7 млн пассажиров в прошлом году. Литовский Каунас с 24 тысяч пассажиров в год вырос за 6 лет до 890 тысяч.

6. Украинские пассажиры получают реальную возможность выбирать и летать Ryanair из дальнего аэропорта или другими перевозчиками из привычных Борисполя и Киева (Жуляны).

7. Ryanair получает все коммерческие и технические условия, которые просит. Кроме того, правительство вполне может передать авиакомпании без конкурса землю в аренду, как просят ирландцы под ангар, отель — пускай инвестируют и создают рабочие места для украинских специалистов.

8. Украина не нарушит антимонопольное законодательство, как собственное, так и европейское. О чем просят действующие на рынке авиакомпании (у меня есть заявления Lufthansa, Austrian airlines и AirBaltic), поддерживающих либерализацию, но не протекцию одного конкурента. И за них в случае чего есть кому похлопотать. Вплоть до госпожи Федерального Канцлера.

9. Это сохранит вероятность выхода в будущем Ryanair и в другие украинские провинциальные аэропорты. В ином случае все, что ближе 250-300 км от Борисполя, станут ему автоматически не интересными — пассажиры оттуда и так доедут до него.

10. Борисполь продолжает расти и развиваться, как региональный хаб. И сохраняет высокую прибыльность — $50 млн в прошлом году. Одно из самых прибыльных госпредприятий страны.

11. В то же время продолжает успешно развиваться модель транзитного хаба в аэропорту. Транзитные пассажиры уже сейчас составляют треть потока аэропорта. На рейсах национального перевозчика их уже больше половины, и они помогают сохранить множество направлений, которые без транзитных пассажиров были бы убыточны и просто не интересны никаким авиаперевозчикам. Транзит увеличивает транспортную доступность Киева. 

Борисполь - уже состоявшийся хаб, у которого разлет на уровне ближайших конкурентов — Варшавы/Шопена, Риги или Праги. И это, несмотря на войну и блокады полетов над Россией, Донбассом и Крымом. 

12. Министр В.Омелян становится героем, который привел сюда Ryanair.

А теперь объясните, кому плохо будет и почему? Ryanair против? Так ему надо пробовать новое место, а не согнувшись спрашивать: "Нам так неудобно и стыдно, но может мы вас в “дыру” засунем?" 

Что ж, отвечу: “Так слона не продашь…”

Простой консультант в феврале прошлого года, за 5 минут дискуссии в рамках Вильнюсской авиационной конференции сумел объяснить Дэвиду О'Брайну, что лоукостер из ЕС юридически может беспрепятственно летать из большинства стран в Украину. Хотя до этого пять министров безуспешно это пробовали.

Украина 2020. Экономика

Не пропустите! Уже завтра, 18 октября, состоится лекция НВ «Экономика 2020». Новый курс или старые реформы? Приватизация или откаты? Доллар по 8 или 50? Рост или дефолт? Спикеры: Андрей Коболев, Виктор Пинзеник, Оксана Маркарова, Ольга Гуцал.

Попасть на лекцию
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: