Проверки Гоструда: без предупреждения, в любое время суток

0 комментировать
Недавно, в Украине утвердили новый порядок контроля за соблюдением законодательства о труде.

Эта новость продлила серию сообщений, страшащих штрафами до 320 тыс. гривен и другими малоприятными вещами.

Инспектирование по новому порядку не проводилось, пока 24.07.2017 года на сайте Гоструда не появилась новость со скрытым смыслом – "у нас есть удостоверения и мы идем проверять".

Раньше НВ уже сообщала о деталях нового вида контроля.

Не стану вдаваться в детализирование нововведений. Хочу лишь попытаться спрогнозировать тонкости будущих споров, которые, я уверен, будут возникать. А также, сделать акцент на недопустимости изменения государственной политики в сфере контроля за бизнесом с ног на голову за одну ночь.

Сразу замечу, что я за выведение заработных плат из тени и соблюдение прав работников. Но вопрос в методах, которые, к тому же, влияют на бизнес-климат страны.

Предпосылки

До момента утверждения скандального порядка, общие правила проверочной деятельности в Украине были более-менее понятными и даже приобрели черты стабильности. Раньше - план и уведомление, направление и удостоверение. Если чего-то одного нет – недопуск. И это все на уровне закона (Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности). Но тут, несмотря на замечания Госрегуляторной службы, появляется нормативный документ с фразой: "беспрепятственно, без предварительного уведомления … и в любое время суток проходить в любые … помещения …". И все это при наличии одного только удостоверения! Эксперты высказывают различные мнения, которые варьируются от панических до уверенных, вроде: "есть закон – все через суд отменим". Истина, на самом деле, где-то посредине.

Юридические тонкости

Неужели все так резко изменилось? В 2004 году Украина присоединилась к Конвенции об инспекции труда в промышленности и торговле, датированной 1947 годом (да-да, как раз после Второй Мировой). Интересно, что именно эта Конвенция закрепляет аналогичные полномочия инспекторов труда. Кабинет Министров Украины просто продублировал конвенцию в части полномочий. Ничего нового. И ребята из Гоструда знают об этом.

Как же соотносятся между собой эти документы? Констатируем очевидное: Конвенция имеет высшую юридическую силу, закон же превалирует над новым порядком проверок. То есть, там, где порядок дублирует конвенцию, принципы Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" не применяются. Тем не менее, там, где правительство проявило слишком творческий подход и пошло дальше, должен применяться закон.

Что это означает на практике?

Реализация прав инспектора зависит от наличия "соответствующих документов, удостоверяющих полномочия" (ст. 12 конвенции). И в этом "самая прелесть". Что это за документы, Конвенция, как рамочный документ, не объясняет. Согласно новому постановлению, таким документом является только служебное удостоверение.

В то же время, действующий закон запрещает осуществление проверок без направления, которое, среди прочего, содержит информацию об основаниях проверки. Более того, закрепляет возможность не допустить гостей к себе без него. Так как закон обладает высшей юридической силой по сравнению с новым порядком проверок, а Конвенция ограничивается общей ссылкой на уполномочивающие документы, направление, на мой взгляд, является необходимым.

Эта мысль не нова. Еще до скандального постановления, суды, рассматривая споры о взыскании (тогда еще значительно меньших) штрафов, подтвердили – Конвенция и закон не противоречат друг другу и могут применяться одновременно.

Конвенция также не содержит указания на основания проведения инспектирований. Они зафиксированы в законе (уже привычный, достаточно ограниченный перечень) и в новом порядке (около 19 оснований, которые так шокируют бизнес). Опять же вопрос к аудитории – что будет иметь высшую юридическую силу при рассмотрении дела судом? Подсказка не юристам – закон.

Следовательно, как по мне, инспектор может "без предупреждения, в любое время суток", но только с направлением и в рамках оснований, определенных законом. К сожалению Кабинет Министров не учел данной "проблематики".

Тем не менее, Конвенция содержит норму, что делает количество инспекций неограниченным, запрещает разглашение содержания жалоб работников и т.д. Все это отображено в порядке проверок и закон тут, к сожалению, не поможет.

Вместо вывода: перед тем, как один раз утвердить нормативно-правовой акт, который будет пугать даже добросовестный бизнес, нужно семь раз отмерять, можно ли потом реализовать его нормы. В то же время, некоторые обременительные нормы Конвенции в ближайшее время все же начнут применять. А вышеупомянутую позицию (касательно направлений и оснований для проверок) еще необходимо будет доказывать в суде.

А поэтому, поживем – посудимся.

«Диалоги о будущем»

Новое Время представляет: «Диалоги о будущем» с Уильямом Тейлором, Павлом Шереметой и Дмитрием Кулебой.

Киев-Вашингтон-Брюссель
Какое место занимает Украина в этом треугольнике? Какой нашу страну видят в Европе и США?

Прийти на лекцию
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: